Водная транспортная инфраструктура играет ключевую роль в развитии туризма и пассажирских перевозок в Волгоградской области, и река Волга является одним из основных элементов этой инфраструктуры. К сожалению, еще с 90-х годов значительно снижается количество перевезенных пассажиров силами организации ОАО «Волгоградский речной порт» и входящими в состав СП «Пассажирский порт» и СП «Камышинский порт».

Одной из основных причин является поэтапное закрытие ряда причалов из-за плохого состояния гидротехнических сооружений. Это было необходимо для обеспечения безопасности пассажиров, однако новая инфраструктура появляется не так стремительно, как пропадает старая.

Тем не менее, нынешние ограничения на въезд в другие страны способствует развитию внутреннего туризма. Например, в судоходный сезон 2021 года пассажиропоток на малых судах компании «ВодоходЪ» вырос на 46%. Несомненно увеличение туристических и частных судов, посещающих регион, будет способствовать увеличению пассажиропотока и развитию туристического потенциала области. Для этого необходимо возродить яхтенную инфраструктуру.

Возможности для бизнеса

Для строительства причалов используют как свайные конструкции, так и понтоны для организации плавучих сооружений. Для компаний в сфере водного туризма и паромных перевозок, строительство понтонного причала имеет ряд преимуществ:

  • Мобильность. Плавучие причалы можно перемещать, устанавливать в различных местах или вынимать на берег в случае необходимости.

  • Устойчивость к изменениям уровня воды. Понтоны способны подстраиваться под изменения уровня воды, что делает такой причал доступным даже в период обмельчания Волги или ее притоков.

  • Тип понтонов можно подобрать под прием судов с разной осадкой и грузоподъемностью, а использование швартовых разделителей позволит значительно увеличить вместимость причала.

  • Обычно, понтонный причал можно установить в более короткие сроки, чем стационарный.

Для регистрации причала должен быть заключен договор водопользования и составлен паспорт гидротехнического сооружения. Для согласования строительства причала в акваториях Волгоградской области следует обращаться в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Государственные проекты

В Камышине запланировано строительство нового причального сооружения. Работы планируется провести в 2023-2024 годах. Сооружение будет представлять собой железобетонную пристань, вместо плавучей конструкции, что вызывает некоторые споры из-за волновой опасности и колебаний уровня воды в Волге. Тем не менее, это позволит причаливать в Камышине суда класса «река-море», что значительно увеличит туристические возможности и способствует развитию предпринимательства в городе. Одним из примеров такого лайнера является «Мустай Карим» – один из самых крупных и современных кораблей на реке, который предлагает путешественникам комфортабельное путешествие по самым красивым местам России.

Перспективы развития инфраструктуры водных путей

Развитие инфраструктуры водных путей в Волгоградской области должно включать в себя не только строительство новых причалов и модернизацию речного флота, но и улучшение качества предоставляемых услуг на пассажирских судах. Особое внимание следует уделить безопасности на водных путях, для чего необходимо создание единого информационного центра по координации работы разных видов транспорта в области. Важным направлением развития является также увеличение пассажиропотока, что может быть достижимо благодаря увеличению количества круизных лайнеров на Волге и развитию системы водных маршрутов.

Развитие водного туризма и пассажирских грузоперевозок в Волгоградской области имеет значительный потенциал, и активное использование водных путей может способствовать повышению туристической привлекательности региона, улучшению качества жизни местного населения, а также усилению безопасности на водных маршрутах.