Водная транспортная инфраструктура играет ключевую роль в развитии туризма и пассажирских перевозок в Волгоградской области, и река Волга является одним из основных элементов этой инфраструктуры. К сожалению, еще с 90-х годов значительно снижается количество перевезенных пассажиров силами организации ОАО «Волгоградский речной порт» и входящими в состав СП «Пассажирский порт» и СП «Камышинский порт»: пассажирские перевозки в волгоградской области таблица

По данным журнала Korabel

Одной из основных причин является поэтапное закрытие ряда причалов из-за плохого состояния гидротехнических сооружений. Это было необходимо для обеспечения безопасности пассажиров, однако новая инфраструктура появляется не так стремительно, как пропадает старая.

Круизный теплоход

Круизный теплоход на Волге

Тем не менее, нынешние ограничения на въезд в другие страны способствует развитию внутреннего туризма. Например, в судоходный сезон 2023 года пассажиропоток на малых судах компании «ВодоходЪ» вырос на 46%. Несомненно увеличение туристических и частных судов, посещающих регион, будет способствовать увеличению пассажиропотока и развитию туристического потенциала области. Для этого необходимо возродить яхтенную инфраструктуру.

Возможности для бизнеса

Для строительства причалов используют как свайные конструкции, так и понтоны для организации плавучих сооружений. Для компаний в сфере водного туризма и паромных перевозок, строительство понтонного причала имеет ряд преимуществ:

  • Мобильность. Плавучие причалы можно перемещать, устанавливать в различных местах или вынимать на берег в случае необходимости.

  • Устойчивость к изменениям уровня воды. Понтоны способны подстраиваться под изменения уровня воды, что делает такой причал доступным даже в период обмельчания Волги или ее притоков.

  • Тип понтонов можно подобрать под прием судов с разной осадкой и грузоподъемностью, а использование швартовых разделителей позволит значительно увеличить вместимость причала.

  • Обычно, понтонный причал можно установить в более короткие сроки, чем стационарный.

понтонный причал

Причальная линии на понтонах. Изображение с фотостока Freepik

Для регистрации причала должен быть заключен договор водопользования и составлен паспорт гидротехнического сооружения. Для согласования строительства причала в акваториях Волгоградской области следует обращаться в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Государственные проекты

В Камышине запланировано строительство нового причального сооружения. Работы планируется провести в 2023-2024 годах. Сооружение будет представлять собой железобетонную пристань, вместо плавучей конструкции, что вызывает некоторые споры из-за волновой опасности и колебаний уровня воды в Волге. Тем не менее, это позволит причаливать в Камышине суда класса «река-море», что значительно увеличит туристические возможности и способствует развитию предпринимательства в городе. Одним из примеров такого лайнера является «Мустай Карим» – один из самых крупных и современных кораблей на реке, который предлагает путешественникам комфортабельное путешествие по самым красивым местам России.

лайнер мустай карим

Круизный лайнер «Мустай Карим»

Перспективы развития инфраструктуры водных путей

Развитие инфраструктуры водных путей в Волгоградской области должно включать в себя не только строительство новых причалов и модернизацию речного флота, но и улучшение качества предоставляемых услуг на пассажирских судах. Особое внимание следует уделить безопасности на водных путях, для чего необходимо создание единого информационного центра по координации работы разных видов транспорта в области. Важным направлением развития является также увеличение пассажиропотока, что может быть достижимо благодаря увеличению количества круизных лайнеров на Волге и развитию системы водных маршрутов.

Развитие водного туризма и пассажирских грузоперевозок в Волгоградской области имеет значительный потенциал, и активное использование водных путей может способствовать повышению туристической привлекательности региона, улучшению качества жизни местного населения, а также усилению безопасности на водных маршрутах.