17 февраля Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой были подведены итоги надзора в сфере охраны вод. В официальном пресс-релизе сообщается: «Продолжена работа, направленная на решение имеющей межрегиональный характер проблемы подъема и утилизации затопленных плавсредств». Как уточнили в пресс-службе природоохранного надзорного ведомства, за прошлый год поднято 10 затонувших плавсредств в рамках исполнения комплекса мер реагирования Волгоградского, Ивановского, Рязанского, Самарского и Тверского межрайонных прокуроров.

Как видим, работа идёт. Но, пожалуй, не так активно, как того хотелось бы. Напомним, что в рамках проекта оздоровления Волги ставилась задача по подъёму до конца 2024 года всех затонувших плавсредств. Однако в настоящее время федеральный проект преобразован путём объединения задач по разным рекам страны и продлён до 2030 года.

Сколько речного хлама на дне?

В 2022 году в пресс-службе той же Волгоградской природоохранной прокуратуры сообщили, что только в акватории и на территории береговой линии Волги в Волгоградском водохранилище выявлены 19 бесхозяйных затопленных и полузатопленных плавсредств, включая части и корпуса. Всего же в главной реке России, как заявил в 2019 году Дмитрий Медведев, находилось более 2500 затонувших плавсредств. Значительная часть из них за прошедшие годы поднята и утилизирована. В 2023 году представитель генпрокуратуры РФ Андрей Иванов констатировал, что на Волге и ее притоках поднято почти 2 тысячи плавсредств.

Но часть так и отравляет реку. Баржи, теплоходы, буксиры, дебаркадеры тонули в разное время и по разным причинам. Где-то они покоятся на дне ещё со времен Великой Отечественной войны. Например, в районе Волгограда-Сталинграда подняли бронекатер К-31, которые исполнял боевые задачи и пошёл ко дну, получив множество пробоин во время Сталинградской битвы. 17 июля 2022 года он стал главным экспонатом мемориального комплекса. Множество судов утонули в Волге в годы экономических реформ по причине человеческой глупости и страсти к обогащению. Впрочем, для реки причина ухода на дно не имеет значения.

Главное то, что металлический хлам загрязняет окружающую среду и оказывает негативное воздействие на экосистему великой русской реки. Кроме того, затонувшие баржи и буксиры создают угрозу безопасности судоходства.

Проблема копилась долго

Экологи констатируют, что проблема копилась многие десятилетия — ещё со времён СССР, когда на брошенные корабли и баржи зачастую вовсе не обращали внимания. Максимум — поднимали те из них, которые перекрывали судовой ход.

Это и понятно: подъём затонувшего судна — дело дорогостоящее и крайне трудозатратное. Порой на это уходит не один год. Ведь первыми к работе приступают водолазы, которым с помощью специальной техники необходимо удалить из внутренней части судна тонны песка, ила и прочих речных наносов. К тому же в России не так уж много спецтехники, способной поднять со дна тяжелейший груз. За некоторые затонувшие корабли не берутся по причине их многотонности и отсутствия на данный момент технической возможности.

Следует помнить, что затонувшие суда — это не только металл. И не всегда только железо. Здесь масса иных элементов, которые отравляют воду. Они содержатся во всевозможных аккумуляторных и прочих технических отсеках. А волжская вода, как известно, служит источником для питья во всех городах и более мелких населённых пунктах прибрежной части. Также на плавсредствах регистрируется различная «химия»: от банального дизтоплива и моторного масла — до порой весьма опасного груза.

По подсчетам природоохранной прокуратуры и экологов в настоящее время на дне Волге осталось 356 затонувших плавсредств.

Следует добавить, что в 2021 году Россия присоединилась к Найробийской международной конвенции о подъёме и утилизации затонувших судов. Соответствующий закон в декабре того же года одобрил президент Владимир Путин. Для воплощения этих планов в жизнь в федеральный проект «Оздоровление Волги» были внесены работы по подъему и утилизации судов. Согласно этому документу, к концу 2024 года Волгу планировали очистить от 95 «металлических утопленников». В настоящее время, как мы уточнили выше, волжский проект стал частью нового и продлён до 2030 года.

Логотип

Добавить комментарий ↓

  1. .

    Подъем кораблей возлагают на владельцев а они давным давно банкроты. Как может поднять свои судна банкрот Волгоградский Судостроительный.

  2. .

    У государства денег много,при сильном желании если бы очень сильно захотелось закупили бы любое оборудование за деньги народные,создали мини структуру и штат кто этим бы занимался.Одна только проблема-кто и как контролировал бы реальный объём проделанной работы,а также реальное количество потраченных денег.У нас только по телевизору и в отчётах всё хорошо,а на деле кругом бардак и виноватых нет.

Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *