Вчера, 29 ноября, заседала городская дума, главным вопросом был бюджет в первом чтении на 2012 год и последующие два года. Разумеется, никакой полноценной дискуссии на заседании не разгорелось. Но даже по небольшим фрагментам полемики ряд настораживающих тенденций все почувствовали.
Сейчас бюджеты верстаются, исходя из некоторых базисных цифр. В Камышине они выглядели грустными. Трехлетке «светит» превышение смертности над рождаемостью, то есть убыль населения. До 120 тысяч мы в обозримом будущем так и не дотянем. Средняя зарплата устремится всего к 14 тысячам рублей. Концы с концами у города сходиться не будут. Предельный дефицит бюджета в 83 миллиона рублей администрация города намерена покрывать продажей акций, которые имеет. Приватизация практически закончится в следующем году. Как объяснили, это вполне вписывается в политику федеральных властей, ориентирующую муниципальный уровень на избавление от имущества, сдаваемого в аренду. И вообще ― на «угасание» так называемых неналоговых доходов. Одновременно от присутствующих не скрывали ― и продавать в Камышине уже, в общем, почти нечего, все успешно реализовали.
На что должен жить муниципалитет? Исключительно на налоги. Чтобы планировать развитие города, надо добиться неуклонного роста налогов. Как это сделать ― не рискнул предположить никто.
Вообще «презентация» главным финансистом города Ириной Пешковой прошла в обычной манере. Много констатаций, цифр, но мало аналитики, выводов. Я не вчера заметила: на вопросы «что?», «сколько?» в администрации города еще как-то знают ответ. На вопросы «почему?», «как вырулить?» отвечают туманно и пространно. Например, свой доклад Пешкова закончила примерно так: если полтора миллиарда рублей в бюджет-2012 будет все же собрано, это не должно ухудшить оказание муниципальных услуг по сравнению с сегодняшним временем. О том, чтобы улучшить ситуацию, речь не шла в принципе. Перспектива, похоже, настолько проблемна, что главный финансист призналась: никаких крупных ремонтов, затратных проектов на ближайшие годы пока не планируется. Потому что неизвестно, как покроются собранными доходами самые неотложные, жизненно необходимые расходы города. Сейчас, например, чтобы «заткнуть» бреши, муниципалитет выставил на продажу свои акции «Камышинмежрайгаза».
― Будем перекрывать кассовые разрывы за счет бюджетных и коммерческих кредитов, ― призналась Пешкова.
Депутат городской думы Николай Малыгин взял слово для выступления, смыслом которого было дать понять И. С. Пешковой: не все за «овальным» столом разделяют ее невозмутимость при перспективе жить в долг. Николай Малыгин заявил, что это плохой менеджмент ― при «сомнительном» бюджете неэффективно расходовать средства, держаться за непрофильные активы. Депутат озвучил совершенно конкретные «сюжеты». Почему закрыта информация о прибылях хлебокомбината, эксплуатирующего муниципальное имущество? Почему в недавнем прошлом муниципальная торговая сеть этого предприятия отдана в руки частному лицу, и в киосках вместе с хлебом активно торгуют пивом? Кто обогащается за этот счет? Почему почти ничего не дает в бюджет муниципальный Торговый Дом? Как работает муниципальное казенное предприятие «Управление капитального строительства», если оно не имеет даже допусков на те виды работ, которые якобы контролирует? Сколько денег потрачено на газеты?
Прямота Н. Е. Малыгина заставила несколько напрячься спикера И. И. Иванова. Председательствующий тут же укорил выступающего за несоблюдение регламента, который Малыгин перебрал аж на три минуты. И. С. Пешкова за трибуной потеряла выдержку и срывалась отвечать, не давая закончить фразу выступавшему. Впрочем, толком так ничего, на мой взгляд, и не ответила. Об обтекаемости ее комментариев мне легче судить по теме, которую хорошо знаю. Озвучивая, например, количество миллионов, потраченных на медиахолдинг, главный финансист умолчала, какую же услугу и по какой цене за единицу измерения покупает муниципалитет у автономного учреждения СМИ. Думаю, пока Ирина Сергеевна будет возглавлять наше финуправление, она предусмотрительно не рассекретит этой тайны. Ведь иначе станет понятно, что у того же «Диалога» покупают за бюджетные деньги газетные площади не столько под официальные публикации, сколько под лояльные и сверхлояльные статьи.
И этой «острой производственной необходимости» вряд ли помешает жесточайший контроль за муниципальными учреждениями, который всем пообещала главный финансист со следующего года. Ведь тогда по новым требованиям к учреждениям «автономкам» будут платить исключительно за услуги, оказываемые в рамках 131-го закона.
На этом «каркас» бюджета утвердили. Не пожалели средств и на новое повышение зарплат чиновникам ― они, оказывается, не могут пропустить прошедшей 6-процентной индексации всем бюджетникам! Правда, если верить той же Пешковой, все выглядит очень скромно: высокие чины обойдутся «дороже» казне города всего на 700 рублей, мелкие ― на 300-400.
Потом на заседании выступала председатель контрольно-счетной палаты Светлана Баженова. Она кротко и деликатно, в очень общих фразах доложила о проверке городского комитета по культуре, муниципального предприятия «Ритуальные услуги» и муниципального учреждения «Управление капитального строительства». Везде, оказывается, хватает нарушений. Комитет по культуре не умеет вести сметы, правильно оплачивать работы по трудовым соглашениям и «перебирает» с зарплатой. «Ритуальные услуги» вообще каждый четвертый бюджетный рубль используют нелегитимно. А УКС позволил подрядчику «ООО Гранд-Спорт» настолько отклониться от сроков строительства тротуара по улице Некрасова, что устарели проекты ― по закону надо было заказывать новые, причем, видимо, за деньги бюджета.
По последнему поводу Светлана Баженова огласила некие рекомендации… городской думе. На реплику депутата Владимира Константинова, причем тут депутаты, ведь это администрация формирует и контролирует реализацию таких городских программ, как строительство тротуаров, председатель КСП и вовсе ответить затруднилась. Что-то малопонятное «подсказали» ей «защитники» докладчицы из зала. На меня же лично председатель КСП произвела впечатление странно испуганной гораздо раньше. Когда она четырежды соглашалась на интервью и четырежды отказывалась под нелепыми, наивными предлогами.
Александра Чунакова на заседании не было. По некоторым слухам, он в это время лично агитировал промышленников голосовать 4 декабря за сами знаете кого.