Обязательными элементами любой трубопроводной системы являются различные виды запорной арматуры. Использование этих устройств позволяет создать оптимальные условия эксплуатации трубопровода и минимизировать возможность возникновения аварийных ситуаций. Самыми востребованными запорными элементами являются клиновые задвижки, предназначенные для блокирования потока жидкости или газа.

Особенности конструкции и принцип работы клиновой задвижки

Задвижка состоит из корпуса и запирающего механизма (клина), который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. При опускании последнего поток перекрывается, а при поднятии – транспортировка жидкости или газа возобновляется. Управляющим элементом данного устройства является маховик. Он приводит в движение резьбовую пару, состоящую из шпинделя с гайкой, которые напрямую связаны с клином и обеспечивают его перемещение.

Устройство имеет специальное сальниковое уплотнение, благодаря чему обеспечивается герметичное перекрывание потока. На магистральных трубопроводах работа задвижки регулируется с помощью электро- или пневмоприводов.

Использование клиновых задвижек

Клиновые задвижки – это универсальный вид запорной арматуры, который устанавливают в системах холодного и горячего водоснабжения, отопительных системах, на промышленных и технологических трубопроводах, предназначенных для транспортировки агрессивных сред: газов, нефти, нефтепродуктов, пара, реагентов.

Задвижки имеют множество преимуществ:

  • отличаются простой конструкцией, что значительно упрощает их монтаж и проведение ремонтных работ;
  • имеют небольшую длину;
  • устойчивы к коррозии;
  • обладают долгим сроком службы;
  • могут работать в двух направлениях. Кроме того они характеризуются низкими показателями гидравлического сопротивления и не мешают равномерному перекачиванию рабочей среды.

Виды клиновых задвижек

Существуют клиновые задвижки, которые отличаются:

  • материалами корпуса. Устройства могут быть выполнены из чугуна, высокоуглеродистой или легированной стали. Для работы с агрессивными средами используют задвижки из легированных сплавов;
  • элементами резьбовой пары. Различают устройства с выдвижными и невыдвижными шпинделями. При этом первые более универсальны в использовании;
  • способами присоединения к трубе – фланцевым (например, у 30с41нж), резьбовым или сварным.

Отличаются задвижки и конструктивными особенностями запорного устройства. В зависимости от этого параметра выделяют:

  • задвижки с цельным клином. Такая конструкция характеризуется высокой жёсткостью и применяется в трубопроводах с большими перепадами давления;
  • задвижки с упругим клином. Запорный механизм этих устройств состоит из двух частей. Их соединение осуществляется за счёт пружинящего элемента, что обеспечивает лучшее прилегание и предотвращает заклинивание;
  • задвижки с составным клином, состоящие из двух дисков и разжимного элемента. Эта самая надёжная конструкция.

Клиновые задвижки – это востребованный вид запорной арматуры, предназначенный для управления потоками рабочей среды. Установка этих простых элементов в трубопроводной системе позволяет своевременно и надёжно заблокировать подачу жидкости или газа при проведении монтажных работ, плановом или экстренном ремонт трубопровода, предотвратив тем самым возникновение аварийных ситуаций.