Камышинский уезд Саратовской губернии, а ныне Камышинский район Волгоградской области до сих пор представляет собой обширное степное пространство, прилегающее к Волге, которое летом покрывает разнотравье. Издревле местный народ использовал дары природы в различных целях. Что-то выращивал сам, а что-то собирал по округе…

Краевед из Камышина Юлия Карпенко опубликовало любопытную заметку про немецкий чай из «Земледельческой газеты» (Санкт-Петербурга), датированную 1888 годом (в цитатах сохранена орфография того времени). Тут следует пояснить, что в уезде проживало около 40% немцев Поволжья, которые занимались, в основном, сельским хозяйством.

Корреспондент сообщает: «Несколько времени тому назад нам довелось видеть в Саратове образцы чая и семян того растения, из которого он мастерится немцами-колонистами Саратовского уезда. На днях же нам доставили другой чай, употребляемый немцами же в Камышинском уезде. При одном взгляде на пучек этого чая легко было узнать в нем общеизвестную богородскую траву (Thymus serpyllum), дымом которой русский народ с какими-то волшебными очистительными целями окуривает отелившихся коров, когда у них сходит молозиво и приступают к их доению. Эта душистая травка растет повсеместно в России и едва-ли нуждается в описании…».

Далее описывается, что после сушки трава не утрачивает «своего тонкого аромата». Однако же «вкус настоя богородской травы довольно горький; вероятно для поправки этого вкуса немцы примешивают к ней, при заварке, искрошеннаго и высушеннаго корня осолодки (Glycyrrhiza echinata L), которая растет здесь, под Камышиным, в замечательном изобилии». В итоге, получается чай: «Вкус осолодкаваго корня сам по себе приторно-сладкий, но в сочетании с душистой, горьковатой богородской травою получается настой, не лишенный приятности. Вообще, против такого суррогата китайского чая — трудно что-либо возразить; оба растения не только совершенно безвредны, но даже могут оказать кое-какую пользу против глистов и легких форм катаррального разстройства дыхательных путей».

Корореспондет счет важным добавить, что «наблюдение, сделанное народом над богородскою травою: уверяют, что она «отшибает» вкус к вину, следовательно считается средством против алкоголизма».

«Между немцами-колонистами пьянство, вообще, редко достигает тех фантастических размеров, в каких оно проявляется среди русского населения, — и это приписывается их чаю, отшибающему от вина», — уточнил автор повествования.

Добавим, что упоминаемая «богородская трава» (Thymus serpyllum) — это тимьян ползучий, он же чабрец. Добавим, что позже ученые подтвердили свойство этого лекарственного растения вызывать отвращение к спиртному и тем самым помогать избавить человека от пагубной зависимости. Ну а название «богородская трава» связывают с обычаем украшать букетиками этого многолетника церкви в праздник Успения Богородицы, который бывает в конце августа. Ранее в деревнях и хуторах его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб как благовонную траву вместо ладана.