Камышинский уезд Саратовской губернии, а ныне Камышинский район Волгоградской области до сих пор представляет собой обширное степное пространство, прилегающее к Волге, которое летом покрывает разнотравье. Издревле местный народ использовал дары природы в различных целях. Что-то выращивал сам, а что-то собирал по округе…
Краевед из Камышина Юлия Карпенко опубликовало любопытную заметку про немецкий чай из «Земледельческой газеты» (Санкт-Петербурга), датированную 1888 годом (в цитатах сохранена орфография того времени). Тут следует пояснить, что в уезде проживало около 40% немцев Поволжья, которые занимались, в основном, сельским хозяйством.
Корреспондент сообщает: «Несколько времени тому назад нам довелось видеть в Саратове образцы чая и семян того растения, из которого он мастерится немцами-колонистами Саратовского уезда. На днях же нам доставили другой чай, употребляемый немцами же в Камышинском уезде. При одном взгляде на пучек этого чая легко было узнать в нем общеизвестную богородскую траву (Thymus serpyllum), дымом которой русский народ с какими-то волшебными очистительными целями окуривает отелившихся коров, когда у них сходит молозиво и приступают к их доению. Эта душистая травка растет повсеместно в России и едва-ли нуждается в описании…».
Далее описывается, что после сушки трава не утрачивает «своего тонкого аромата». Однако же «вкус настоя богородской травы довольно горький; вероятно для поправки этого вкуса немцы примешивают к ней, при заварке, искрошеннаго и высушеннаго корня осолодки (Glycyrrhiza echinata L), которая растет здесь, под Камышиным, в замечательном изобилии». В итоге, получается чай: «Вкус осолодкаваго корня сам по себе приторно-сладкий, но в сочетании с душистой, горьковатой богородской травою получается настой, не лишенный приятности. Вообще, против такого суррогата китайского чая — трудно что-либо возразить; оба растения не только совершенно безвредны, но даже могут оказать кое-какую пользу против глистов и легких форм катаррального разстройства дыхательных путей».
Корореспондет счет важным добавить, что «наблюдение, сделанное народом над богородскою травою: уверяют, что она «отшибает» вкус к вину, следовательно считается средством против алкоголизма».
«Между немцами-колонистами пьянство, вообще, редко достигает тех фантастических размеров, в каких оно проявляется среди русского населения, — и это приписывается их чаю, отшибающему от вина», — уточнил автор повествования.
Добавим, что упоминаемая «богородская трава» (Thymus serpyllum) — это тимьян ползучий, он же чабрец. Добавим, что позже ученые подтвердили свойство этого лекарственного растения вызывать отвращение к спиртному и тем самым помогать избавить человека от пагубной зависимости. Ну а название «богородская трава» связывают с обычаем украшать букетиками этого многолетника церкви в праздник Успения Богородицы, который бывает в конце августа. Ранее в деревнях и хуторах его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб как благовонную траву вместо ладана.
Одно время таким чайком мужей их благоверные тайком поили. Он рвоту вызывает. Говорят помогало. Потом алкоголя не хочется. Но крепкого. А на пифффке многие так и оставались))) Есть яд, есть антидот))