В 4-ю Неделю Великого поста в Никольском кафедральном соборе города Камышина митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил чин пассии.
Его Высокопреосвященству сослужили: старший благочинный Волгоградской епархии отец Анатолий Карпец, старший священник собора протоиерей Николай Караичев, иеромонах Антоний (Дубровин), протоиерей Алексий Винокуров, иерей Николай Першин, иерей Анатолий Коробков.
Пассия — это служба, в которой миряне призваны соучаствовать не менее активно, чем священство. Каждый молящийся как бы переносится в Иерусалим и становится очевидцем страданий своего Господа. Она органично вплетена в наше шествие Великим постом к Пасхальной радости и помогает понять, что пришлось перенести Творцу, и что требуется от нас, чтобы ответить на эту любовь.
«Мир наш Христоцентричен, то есть, все выстраивается вокруг Бога и Его любви, — обратился ко всем митрополит Феодор. — Но наша жизнь верующих христиан сосредотачивается вокруг Животворящего Древа Господня. Там, где Крест Господень, там есть центр Земли, центр нашей жизни и центр нашего спасения. Где нет креста, там нет спасения, там нет Бога. Если мы не хотим нести свой крест, отрекаемся от него, ропщем, то мы теряем и средство спасения, и Самого Спасителя.
Каждый человек терпит те или иные немощи, страдания, болезни и скорби, из которых и складывается его личный жизненный крест. Крест – это не просто страдания, это очищение, как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы уподобляемся или ржавому железу, или слитку золота. Проходя через огненное горнило, ржавое железо очищается от ржавчины, от примесей, а золото начинает блестеть и больше ценится.
Но чем больше в нас греховных примесей, чем меньше в нас золота, тем больше мы боимся искусительного огня, потому что, после этого очищения, наш удельный вес, как христианина, окажется совершенно ничтожным. А вот с этой наносной мишурой, примесью греховной, мы кажемся себе нечто большим. А если человек осознает свою греховность, свое несовершенство, свою ржавчину, то он принимает очищающие скорби с благодарением Богу.
Все жизненные неприятности мы принимаем от Божественной десницы, как знак внимания к нам и любви. Так же, как мы с благодарностью принимаем скальпель мудрого и искусного хирурга, который, с одной стороны, отсекает нашу плоть, с другой — дает нам здоровье и продляет нашу жизнь. Так и наказание мы воспринимаем не как месть, а как указ: как нам нужно жить, а как нам жить не нужно.
В одном монастыре случился пожар. Сгорел келейный корпус и обширная библиотека. Сестры обители очень сильно скорбели о том, что Бог послал им такое испытание, многие роптали, некоторые унывали. Но вот нашлись доброхоты–богомольцы, не оставшиеся равнодушными к беде монахинь, и собрали денег столько, что монастырь отстроился лучше прежнего — более просторный и совершенный келейный корпус, библиотека в два раза больше… Скорбь обернулась радостью. Нужно было только два года потерпеть, подождать и помолиться.
От того, как скорбь действует на нас, спасительно или губительно, зависит от нас самих. Так же как и от пациента зависит, будет ли та или иная операция или медицинская манипуляция ему на пользу или нет. Если он на операционном столе со смирением все принимает, то с Божией помощью все будет успешно. Если он начнет вырываться, то причинит сам себе намного больше вреда.
Мы, взирая на Крест Христов, обращаем внимание на перекладину под Его ногами, которая одним концом устремляется вверх, а другим смотрит вниз. Она не сразу прибрела такое положение в иконографии. Это уже богословское осмысление не только страданий Христа, но и распятых с Ним разбойников, одесную и ошуюю, справа и слева. Они терпели одинаковую боль, одинаковую казнь, но совершенно по-разному себя повели. Один хулил Христа, проклинал Его, а другой защищал Его и признавал казнь для себя достойной.
Один по этой лестнице спустился на дно ада, а другой взошел на самое Небо, как и сказал ему Христос: Сегодня же будешь со мною в Раю.
Эта перекладина от ада до Рая и под нашими ногами. От нас зависит, будем ли мы восходить по ней на Небо, или будем скатываться по ней в адское пекло. Это зависит только от наших поступков, от наших дел, от нашей жизни и от наших мыслей. Зависит от вектора нашего сердца – куда он направлен? К Богу или от Бога?
Мы часто ропщем и оправдываем поступки благими намерениями, но чаще всего случается, что они были не праведными. И вот мы молимся о том, чтобы Господь дал нам мудрости и волю сделать то, что мы должны сделать. Дал нам мудрости и терпения не делать того, чего мы делать не должны. И дал нам мудрости и рассуждения отличить первое от второго.
Взирая на Крест Христов, будем помнить, что Он прошел не только через землю, но и через наше сердце. Соединив человека с Богом, Крест соединяет и нас с Небесным Отцом через Свою Божественную любовь, которая не искала своего, не требовала исполнения Своей воли, а смирялась перед волей чужой и терпела поношение чужих рук. И мы должны терпеть, смиряться и подражать Господу в Его кротости и любви.
Дай нам всем, Господь, силы это делать. Будьте благословенны и хранимы Богом».