15 декабря 2012, 12:34

Покупатель всегда прав


На днях я случайно столкнулась с одним знакомым, который когда-то вместе со мной грыз гранит науки. Обменявшись стандартными фразами, мы бы и разошлись, забыв об этой мимолетной встрече, если бы я не поинтересовалась, где же он сейчас работает. Дело в том, что получив заветный диплом, я нашла работу не по специальности ― выбор вакансий в нашем городке крайне ограничен, но работа пришлась по душе и вскоре я поймала себя на мысли, что меня все устраивает и для начала профессиональной деятельности эта должность вполне подходит. Встречая тех, кто учился со мной на одном факультете, я отмечала, что работать по специальности пошли лишь 2-3 процента из всех «товарищей по парте».

― Где же ты трудишься? ― спросила я Пашку, уже догадываясь, что он ответит.

― Две последние недели ерундой страдаю, а до этого в продуктовом магазине охранником работал. Работенка, конечно, однообразная, перспектив никаких, хотя свои плюсы тоже имеются, ― подтвердил он мою скромную гипотезу.

― Интересно, какие же плюсы? ― не удержалась я.

― Научился наблюдать за людьми. Между прочим, бесценный опыт приобрел, ― парировал Пашка.

― Поддавшись любопытству, свойственному каждой женщине, я уговорила его поделиться своими наблюдениями и вот, что он рассказал…

― Работал я в обычном продуктовом магазине, ― начал Пашка, ― таких в нашем городе много. Заметил, что в среднем человек покупает продукты каждые два дня. Война войной, а обед по расписанию! Я за это время постоянных покупателей выучил, даже психологические портреты составил. Сейчас же во многих магазинах камеры установили, теперь за покупателями стало проще наблюдать. Вот стою целый день перед экраном и наблюдаю, кто и как себя ведет, чувствую себя «всевидящим оком». Самое интересное, когда люди в магазин после работы приходят, уставшие и голодные, и сталкиваются с такими же «собратьями по несчастью». Иногда такие сцены можно наблюдать ― впору сериалы снимать! Вот есть же «Школа» и «Универ», а «Магазин» пока нет. Хотя любопытнейший сериал мог бы получиться…

Проблема выбора

Выбор продуктов в магазинах огромен. И нет необходимости в очереди по два часа стоять. Пришел в магазин, взял корзинку и выбирай, что нужно. Были бы деньги! Вот я и стал наблюдать, как люди товар выбирают. Если человек спешит, то он обычно быстро берет то, что ему нужно, оплачивает и убегает. Этот «объект» не так интересен. Любопытен тот, кто никуда не торопится, тщательно выбирает товар, прежде чем отправиться к кассе. Обычно этим отличаются женщины. Вот стоит женщина перед витриной с молочной  продукцией, минут пять стоит: возьмет пакет молока и обратно поставит, повертит баночку с творожной массой и вернет на место.

Тут девушка подбегает, хватает питьевой йогурт ― и на кассу. Дама, проследив взглядом, хватает такой же йогурт и отходит к другой витрине. Вот, оказывается, что помогает сделать окончательный выбор ― предпочтения другого. Человеку свойственно копировать действия окружающих. Как известно, у соседа и малина слаще, и помидоры лучше.

И все-таки я это достану!

Многие знают, что свежую продукцию прячут от людских глаз в глубине полок. Прием рассчитан на то, что часто у человека нет времени и желания «копаться» в поисках свежих продуктов. Но тот, кто не страдает дефицитом времени или просто предпочитает лучшее и свежее, будет долго и упорно двигать коробочки и баночки, проклиная продавцов. В этот момент надо видеть лицо этого «кладоискателя», размахивающего свежим «трофеем»: человек оглядывается в поисках зрителей, готовых разделить с ним радость победы над сложным процессом, именуемым в маркетинге труднопроизносимым словом «мерчандайзинг».

Во фруктовом отделе кипят свои страсти. Ящики с яблоками или мандаринами обычно ставят друг на друга. Ящики, кстати, тяжелые, но это не останавливает покупателей, уверенных в том, что в верхний ящик всегда подбрасывают «тухляк», а самые вкусные плоды ждут своего часа в нижнем ящике. Вы не представляете, какие чудеса ловкости демонстрируют покупатели, протискивая руки в крохотные щели между ящиками, чтобы выудить оттуда яблоко или мандарин.

Стадный инстинкт

Представьте, что вы пришли в мясной павильон. Перед вами два прилавка с мясом: перед одним стоит один покупатель, перед другим ― целая толпа. К какому прилавку вы подойдете? Даю гарантию, что большая часть покупателей выберет огромную очередь. Почему? Срабатывает «стадный инстинкт»: человек уверен, что чем больше людей у прилавка, тем лучше товар. Я не раз наблюдал, как человек, увидев толпу, стремится стать ее частью.

― А что это? А с чем это едят? ― спросит одна женщина.

― Морская капуста. Не очень вкусная, конечно, но, зараза, полезная, ― подмигнет другая.

В результате инстинкт сработал, и все, кто слышал этот короткий разговор, положили в свои корзинки по баночке капусты. Вообще покупатели любят изучать содержимое корзинок друг друга. Обратите внимание, что делают покупатели, когда вы выкладываете товар на кассе. Правильно! Рассматривают то, что вы выбрали, и думают о том, а не взять ли нам то же самое.

Грамотный покупатель

Постоянных зрителей популярной телепередачи, в которой ведущий рассказывает о том, как правильно приобретать товары, обмануть трудно. Выбирая товар в магазине, они обязательно смотрят срок годности, состав, внешний вид продукта и другие его характеристики.

«Меня так просто не проведешь!» ― думает покупатель, с улыбкой наблюдая за тем, как другие берут продукты не первой свежести. Но некоторые, чувствуя себя настоящими товароведами, спешат поделиться своим опытом: «Вы эти ананасы в сиропе не берите, банка ведь мятая. Это брак!» Хотя часто бывает так, что внешний вид товара портят сами покупатели, случайно роняя те же банки с консервами на пол или повреждая упаковку, выбирая булочки или печенье на завтрак.

Борьба с одиночеством

Почему в больницах люди проводят в очередях так много времени? Одним из объяснений является то, что часто они самостоятельно создают эти очереди, чтобы просто пообщаться с другими. Отличаются таким поведением пожилые люди, которые, вырастив своих детей, остаются один на один с одиночеством, звенящим в пустом доме. Вот они и ищут спасительного общения в больницах, магазинах, на улице.

В магазине часто можно наблюдать, как бабушка ждет, пока кто-нибудь подойдет к витрине, чтобы, сославшись на плохое зрение, попросить прочитать состав того или иного продукта. Конечно, плохое зрение может быть одной из причин обращения, но основная причина ― повод поговорить с другим человеком, рассказать о своих бедах. Работая охранником, я не раз становился свидетелем, как бабушки часами ходят между прилавками и стараются начать разговор с другими покупателями, якобы выбирая тот или иной товар, а на самом деле просто не хотят возвращаться домой, где их никто не ждет, кроме голодного Мурзика.

На кассе кипят страсти

Так уж сложилось, что в определенное время в магазине скапливается огромное количество покупателей. В продуктовых магазинах обычно такую картину можно наблюдать в обеденное время и ближе к вечеру, когда люди спешат в магазин после работы. Конечно, на кассах скапливаются очереди, и люди нервничают, вымещая зло на продавцах. Все кассы не могут работать одновременно ― попросту не хватает персонала, поэтому люди вынуждены терять время. Самое интересное заключается в том, что человек нервничает, мысленно ругая всех работников магазина, но молчит.

Покупатели ждут того смельчака, который, наконец, рискнет и кротко поинтересуется: «А можно открыть еще одну кассу?» Тогда его тут же поддержит ровный строй голосов, готовых рассказать все, что думают об этом магазине, нисколько не стесняясь в выражениях. А если кассирша рискнет еще и попросить мелочь, то тут ей точно не сдобровать. Почему же человек стесняется первым «подать голос»? Загадка…

― Ладно, мне пора бежать, ― сказал напоследок Пашка.

― Где работать-то хочешь? ― спросила я. ― Не знаю пока, но сфера торговли мне интересна, да и другой работы в Камышине практически нет... Нравится мне наблюдать за людьми, ― добавил Пашка и ушел, оставив меня в гордом одиночестве.


Автор: Алена Кошкина
Фото: Карикатура Евгения Крана, caricatura.ru


Код для вставки на сайт или в блог



РЕДАКЦИЯ: Комментирование данной темы закрыто. Причина: За истечением срока давности.

Люди комментируют

Женская проза всегда очень подмечательная. пашка может и молодец. Но только Кошкина мгла это так преподать. С интересомпочитала, свои мысли соразмерила. так и есть в принципе.
Ursula @ 15 декабря 2012, 13:07
А как всякие сетевики со скидками хитрят. сгонятйе во в наш гипер, одни ценныки желтые, товаром все завалено. Зато другие цены БРРРРР!!! С Новым годом назватся!
Даша [Гость] @ 15 декабря 2012, 13:28
раньше в кардинале был рыбный отдел,там работала такая славная женщина,а теперь у этого отдела отдельный вход и там работают две грубиянки.куда пожаловаться?
олеся [Гость] @ 15 декабря 2012, 13:38
На кухне под стол полезай и излагай жалобу, тока внятно, а то не подействует.
Олесе [Гость] @ 15 декабря 2012, 13:42
так кто виноват,что вы умом не вышли!
зима [Гость] @ 15 декабря 2012, 13:59
Морскую капусту помнится при тотальном дефице в ССР очень полезностью рекламировать любили.
is [Гость] @ 15 декабря 2012, 18:08
Гостю @ 15 декабря 2012, 13:42
Лазил, помогло? Блеклый юмор.Нечего сказать- помолчи.Народная мудрость.
Станислав [Гость] @ 15 декабря 2012, 19:02
Стасик, выручай! Расскажи кто тебя где обидел. Это добавит "красок" в эту тему ;)
Стасику [Гость] @ 15 декабря 2012, 19:27
Про закрытые кассы правда. всегда так. И вонь в овощном ряду. А когда закрыли Перекрестк этого ФФадичева хоть чуток лучше стало.
Сыроежкин [Гость] @ 15 декабря 2012, 19:33
Захожу как-то в магазин и слышу диалог между работниками:
- Наташ, апельсины тухлые убирать?
- Пусть лежат, потом уберем.
Действительно, зачем? 100 % кто-нибудь второпях тухляк купит... Надо же выручку хорошую делать. У меня друг так киви отравился, 2 дня болел, температура 39, теперь в тот магазин ни ногой.
Покупатель [Гость] @ 16 декабря 2012, 16:17
правильно! зачем ходить за киви в магазин, если можно сорвать прямо с дерева
Санёк [Гость] @ 16 декабря 2012, 18:25
Зато овощи сбивают цены на рынке, иначе мы бы эти мандаринчики или апельсиничи из южного Кавказа и стран типа Кубы ели бы за бешеные деньги.
Паоло la vita @ 17 декабря 2012, 08:27
да, как ты не положи товары на полки, толку не будет. не работает ваш мерчендайзинг уже давно. ровно, как и оффлайн продажи…пора уже весь бизнес в интернет переводить, вон, у нас как в этому году взлетели продажи в онлайне. сдается мне, это только начало
ник [Гость] @ 17 декабря 2012, 11:33
ник,
Знаете ли, не так просто перейти из оффлайна в онлайн! Во-первых, это требует больших затрат. Во-вторых, риски велики. Бизнес ведь вещь такая…Да и от специфики многое зависит. Не будете же вы продавать зубную пасту через интернет, верно? А, если от этого абстрагироваться, то сделать и продвинуть сайт, насколько я понимаю – это очень большие затраты, как денежные, так и временные
Евгений [Гость] @ 17 декабря 2012, 13:56
для Евгений:
везде затраты)) но я не имею ввиду закрывать магазины, снимать оффлайн рекламу и бежать в интернет. это все делается постепенно и параллельно. лично я покончил с оффлайном в середине 2011, но задумываться об этом стал где-то в конце 2009. но делал я все своими силами. составил бизнес-план, в свободное время искал информацию про сайты, потом долго издевался над своим ресурсом)) конечно, все не сразу, но как бы я ни о чем не жалею, даже наоборот
ник [Гость] @ 17 декабря 2012, 15:10
Вот, видите, у вас ушло почти полтора года, не все могут похвастаться таким количеством свободного времени!
Евгений [Гость] @ 17 декабря 2012, 15:55
ну, я же объяснил, что не вплотную занимался, а, когда было время. а та-то, мне кажется и за полгода можно сайт сварганить и начать продвигать)) к тому же сейчас все гораздо проще. есть много разных курсов (из последних вспомнил http://www.imba.ru/ и тд). это 3-4 часа в день. в принципе тоже, не так уж много)
ник [Гость] @ 17 декабря 2012, 16:23

‡агрузка...








Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
<Молодое пришло пополнение в сто седьмой истребительный полк.>

<А я ищу тебя среди толпы И мысль все никак не покидает>

<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>