Источник: http://epressa.su

9 марта 2013 года исполнится 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Роберта Клейна.

Путёвка от маршала Блюхера

Немец по национальности, он прожил в Орле 44 года, две трети своей жизни. Наш город стал родным для уроженца Поволжья. И Клейн очень много для него сделал, почти три десятка лет руководя автотранспортным трестом. Добросовестный и результативный труд Роберта Александровича на этом посту был отмечен мирной наградой — орденом Трудового Красного Знамени.

22 года прошло со дня смерти героя войны и ветерана труда, но память его до сих пор в Орле никак не отмечена. Мало того, на памятнике Клейну на Троицком кладбище нет даже надписи, что он Герой Советского Союза.

А ведь Роберт Александрович — личность воистину уникальная. Среди этнических немцев он стал первым, кто был удостоен высокого звания Героя непосредственно в годы Великой Отечественной вой­ны (указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1944 года), и единственным из награждённых, у кого в графе «Национальность» значилось: немец.

Он родился в селе Мюллер Саратовской губернии, сейчас — Волгоградской области. Населённый пункт был основан в 1767 году немецкими колонистами в 140 верстах от города Саратова и в 60 верстах от города Камышина, на правом высоком берегу реки Волги, и вплоть до начала 20-х годов XX века жили в нём только немцы.

Роберт окончил сельскую школу, потом — автомеханический техникум в городе Марксе (склонность к технике у него была с детства), работал некоторое время в МТС трактористом, а осенью 1932 года по комсомольской путёвке ушёл в Красную Армию.

Служил на Дальнем Востоке, где однажды случай изменил всю его жизнь. На пустынной дороге красноармеец Клейн помог исправить автомобиль самого Василия Блюхера, командующего Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. Тот не забыл смышленого грамотного бойца. Клейну присвоили звание старшины, перевели на базу по ремонту военной техники, а еще через два года направили на учебу в бронетанковое училище в Ульяновск.

Училище Роберт Клейн окончил с отличием. Службу в должности командира взвода начал на Украине. Однако осенью 1938 года его арестовали. Несколько месяцев сотрудники НКВД выясняли, не является ли Клейн участником «антисоветского заговора», который возглавлял бывший маршал, а ныне «враг народа» Блюхер. Ему повезло, разобрались после выяснений правильно, и молодой командир продолжил службу.

Посланец Гудериана

Великую Отечественную войну Клейн встретил на Юго-Западном фронте в звании старшего лейтенанта, в должности командира танковой роты. 12 сентября 1941 года под городом Остёр был тяжело ранен и в бессознательном состоянии остался на поле боя. Местные жители подобрали его и укрыли от гитлеровцев. Вылечившись, летом 1942 года Клейн устроился на работу начальником автогаража гебитскомиссариата (помогло немецкое происхождение), где создал подпольную группу патриотов. В июне 1943 года, взорвав гараж, ушел к партизанам с трофеями — двенадцатью новенькими автомобилями. Воевал в качестве начальника разведки отряда имени Чапаева и помощника начальника штаба 1-й Украинской партизанской дивизии, действовавшей на территории Украины и Польши.

За год борьбы с оккупантами в их глубоком тылу Клейн совершил со своими
Памятник Р. Клейну в Камышине на Аллее Героев разведчиками несколько дерзких диверсий. Одна из них вошла в классику диверсантов и многократно описана в литературе. Вот как об этом пишет в своих мемуарах непосредственный участник этой операции — Герой Советского Союза Александр Тканко, командир отряда имени Чапаева, входившего в состав 1-й Украинской партизанской дивизии.

...Сентябрь 1943 года. К крупной переправе, по которой части вермахта (4-я танковая армия) отходили за Днепр на заранее подготовленный ими рубеж обороны, подъехал роскошный «опель-адмирал», за рулем которого сидел фельдфебель (это был сам Тканко). Открылась дверца, и из машины вышел стройный, щеголеватый полковник (Клейн). Он от имени фюрера приказал немедленно прекратить отход и закрепиться на восточном берегу реки. Комендант переправы, однако, осмелился усомниться в полномочиях «герр оберста», попросил показать письменный приказ и... был убит на месте на глазах у стоявших вокруг германских офицеров.

Клейн действовал хладнокровно и расчетливо: подчеркнуто неторопливо вытащил пистолет, застрелил отказавшегося повиноваться коменданта и так же не спеша вернул оружие в кобуру. Все это делалось настолько медленно, что оказавшиеся рядом немцы смогли даже разглядеть на пистолете дарственную надпись генерала Гейнца Гудериана. После этого все сразу поверили в неограниченные полномочия полковника.

«Еще раз повторяю, — скажет он, — на тот берег не переправляться, ни шагу назад — таков приказ фюрера». Несколько часов распоряжался Клейн вражеской переправой. Вызвав затем по радио авиацию и перерезав провод, ведущий к заложенным под переправу зарядам взрывчатки, он уехал. Вскоре наши бомбардировщики нанесли удар. Враг понес огромные потери, а подразделения 57-й гвардейской танковой бригады 3-й гвардейской танковой армии сумели форсировать Днепр, захватить село Григоровка и создать плацдарм на правом берегу реки.

За эту и несколько других, не менее рискованных, диверсионных операций Роберт Клейн вместе со своим боевым товарищем Александром Тканко в январе 1944 года были удостоены звания Героя Советского Союза (с формулировкой «За образцовое выполнение специальных заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения на Украине»).

Черкассы — Камышин — Орёл?

Много раз рисковавший своей жизнью Клейн дважды в боях был тяжело ранен и в 1946 году в звании капитана по инвалидности был уволен из Советской Армии. С тех пор он жил и работал в Орле, сумев в должности начальника управления автотреста организовать работу общественного транспорта на высочайшем уровне. Скромный человек, Роберт Александрович не распространялся о своих подвигах, к тому же в течение нескольких лет после окончания войны героев немецкой национальности как бы и не существовало в СССР.

Но в год 20-летия Победы над фашизмом издательство политической литературы начало издавать 100-тысячным тиражом серию книг под общим названием «Люди легенд». Посвящены они были Героям Советского Союза, и в самой первой из них писатель Аркадий Эвентов рассказал о Роберте Клейне. Мне повезло (такие издания тогда были дефицитом), и я сумел приобрести книгу. Очерк о Клейне запал мне в душу, а когда я узнал, где живёт герой, то решил попросить у Роберта Александровича автограф.

Был я тогда студентом 4-го курса исторического факультета Орловского пединститута. К Герою Советского Союза Клейну я пришел в его квартиру, находившуюся в самой первой орловской высотке — 14-этажном доме у ЦУМа. Роберт Александрович ответил на несколько моих вопросов, а потом расписался в книге, которую я принёс с собой: «Р. Клейн, 14.III.1977г.».

В преддверии 100-лет­­него юбилея героя-орловчанина и 70-летия освобождения Орловщины от фашистов я хотел напомнить молодым читателям об этом замечательном человеке, чья память никак не увековечена в городе, которому Клейн отдал значительную часть жизни.

Александру Тканко, его боевому товарищу, давно стоит памятник на Украине, есть и мемориальная доска на здании Черкасского педагогического института, которым он руководил свыше 20 лет.

Не забыли Роберта Клейна земляки-камышинцы: в мае 2010 года его мраморный бюст украсил аллею Героев города Камышина. И только у нас в Орле — ничего.

Очень надеюсь, что пока...