Река Волга с тех давних пор, когда она носила название Ра, всегда славилась рыбой. Так продолжалось, пожалуй, до середины XX века, когда строительство ГЭС и ухудшение экологической обстановки, связанной с ростом городов на реке, привели к сокращению видового состава рыбы и её численности.
Член Русского географического общества Александр Минх в «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» (Саратов, 1899 год) пишет: «Река Волга омывает Камышинский уезд на протяжении 178 верст, отделяя его от Самарской и на юге от Астраханской губернии. Обыкновенно ширина ее на этом пространстве от полутора до трех верст, глубина до трех сажен, но во время разлива она увеличивается вдвое, доходя до 7 верст… Рыба на Волге, в пределах Камышинского уезда, ловиться двух пород: красная и частиковая. К разряду первой принадлежит: осетр, белуга, севрюга, белорыбица и сом; ко второму относятся: стерлядь, лещ, судак, берш, щука, голавль, чехонь, налим, ерш и другие мелкие породы. Водятся огромные белуги даже 3-х саженной длины, попадаются осетры в 20 и 25 пудов (1 пуд – 16 кг) весу».
Увы, эти времена канули в Лету. Хотя работы по выведению бестера (гибрид, полученный искусственным скрещиванием белуги со стерлядью) началась в Саратовской губернии еще в 1910 году.
В наши дни воспроизводство стерляди идет для поддержания естественной популяции. Чтобы её поддержать, надо было выпускать ежегодно 1,5-2 млн мальков. Не получилось.
В начале мая этого года в Чебоксарское водохранилище выпустили 15 000 мальков стерляди. Экологическую акцию организовала Чувашская энергосбытовая компания. Без солидного подкрепления ценной рыбе, занесенной в Красную книгу, грозит исчезновение. Последние 15 лет стерлядь относится в Волгоградской области к охраняемым видам, ее вылов в естественных водоемах запрещен. Общее состояние запасов этой реликтовой рыбы исследователи-ихтиологи оценивают, как «не совсем благополучное» и «подорванное браконьерским ловом».
Ранее, 23 апреля, в Саратове состоялось заседание «круглого стола», на котором обсуждались проблемы рыбохозяйственного комплекса Саратовской области. Выступавший ведущий научный сотрудник отдела рыбоводства государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства (ГОСНИОРХ) Владимир Ермолин рассказал о позитивных изменениях.
По его словам, запасы промысловых рыб Волги находятся на подъеме, в последние 7-8 лет наблюдается небольшой рост. «В Волгоградском водохранилище приблизительно около 5 тысяч тонн рыбы, в Саратовском - не менее одной тысячи тонн», - констатировал он. Правда, при этом за 2012 год общий вылов рыбы в Волгоградском водохранилище снизился на 500 тонн, но но результатам года на одного рыбака пришлось 3,8 тонн улова. Это неплохой показатель, учитывая то, что ранее рыбачили около 450 любителей рыбки, а в наше время их стало в два раза больше.
Последним событием экологического плана, посвященном Волге, стало IX заседание бассейнового совета Нижневолжского бассейнового округа, которое прошло 15 мая в Волгоградской области. Разговор зашел о сохранении бигеоценоза Волго-Ахтубинской поймы. В последнее время стало очевидно: это возможно только при решении проблемы обводнения территории поймы. Спуск воды через Волжскую ГЭС в паводковый период приводит к обмелению — нехватке водных ресурсов, что, соответственно, пагубно влияет на биоразнообразие поймы, приводит к заиливанию ериков и озёр. А выше Волжской ГЭС спуск воды и обмеление становятся причиной гибели икры, которую рыба успевает отметать ранее, при полной воде.
Пока же на форумах в интернете все чаще можно прочитать вопрос: «Какая рыба водится в Волге?» Самый честный ответ выглядит так: «Волга большая и разнообразная, поэтому рыба тоже разная: в чистой проточной воде лещи и подлещики, в заводях — сомы, лини, щуки, у берега - мелочь всякая плещется (красноперки, окуньки и пр.) В Астрахани — осетры, у нас на гербе Саратова - три стерлядки, но их давно нет в Волге. Пытаются развести, но что-то нашим рыбакам не попадается...»
К слову, один камышинский рыбак признался, что выловил стерлядку. И выпустил. Жалко стало. «Пусть плодится», - сказал он.