Третий год подряд главной темой бурного обсуждения общественности Камышина являются площадки для сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Практически всегда переполненные, они распространяют зловоние и часто горят. При этом, как констатирует статистика пожарных, количество возгораний год от года растет.
Возгорание на одной из площадок для складирования ТБО в городе в переулке Пушкина (угол улицы Калинина) едва не привело к тому, что огонь мог перекинуться на частный жилой дом. От возгорания пострадал забор. Несколько лет хозяева дома ведут тяжбу с государственными и муниципальными службами на предмет того, что эту мусорку (она, как и аналогичные в Камышине, состоит из «контейнерной площадки для сбора ТБО и площадки для сбора негабаритных отходов) необходимо убрать. По одной простой причине — она незаконна!
В России законом установлены гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций сбора твердых отходов. В них прописано: «Контейнерные площадки для сбора твердых отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от окон жилых домов, границ территорий учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного питания...». Нормы и расстояния прописаны в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».
Именно на него ссылаются все участники тяжбы. Но при этом всплыла одна интересная деталь: оказывается, мусорная площадка создана «временно». Вероятно, тот, кто ее установил, даже не соизволил померить расстояние до забора частного дома, которое составило 2,2 метра, и до рядом расположенной пятиэтажки, которая находится на расстоянии около десяти метров.
Более того, из ответа Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 24.06. 2011 г. за подписью заместителя руководителя Ю. В. Пешкова следует: «Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов и площадка для сбора негабаритных отходов по адресу: ул. Пушкина, 131 «А», с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль, не согласовывалась». Закономерны вопросы: на каких вообще основаниях она здесь расположена и кто отвечает за здоровье людей, городскую экологию и гигиену?
Далее из ответа Роспотребнадзора следует: «Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования... установлено, что расстояние от границы места временного хранения отходов до жилого дома № 131 «А» составляет примерно 10,75 метров...» Конечно же, СанПиН это не соответствует. И, конечно же, Роспотребнадзор «в целях предотвращения угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний» в адрес администрации Камышина выписал предписание принять меры по размещению места временного хранения отходов на расстоянии не менее 20 метров.
Но на этом небольшом «пятачке» свободной земли нет таких расстояний! Здесь никак не разместить мусорку с учетом требований закона. Сделаем небольшое отступление и, что называется, определимся с размерами. Согласно Акту проверки использования земельного участка частного дома, размеры площадки для временного складирования мусора составляют 5,5 на 4,3 метра; от площадки до забора частного дома — 2,2 метра (представляете, что происходит при возгорании мусора!). Из-за небольшой площади мусорные контейнеры зачастую оказываются установленными прямо... на проезжей части, что категорически запрещено уже по правилам дорожного движения. Этому есть фотографические подтверждения. Когда площадка завалена мусором, часть его «выпадает» прямо на дорогу, а часть преграждает заезд в гараж частного дома. Представляете ситуацию?!
Жильцы обратились в прокуратуру. 19 декабря 2011 года Камышинский городской суд Волгоградской области рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Камышина, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Спецавтотранс» об освобождении земельного участка. Суд установил, что «ОАО «Спецавтотранс» в настоящее время использует без правоустанавливающих документов земельный участок под контейнерную площадку... В настоящее время ОАО «Спецавтотранс» не имеет каких- либо правоустанавливающих документов, подтверждающих право владения, либо пользования вышеуказанным земельным участком. Между тем, не смотря на отсутствие правоустанавливающих документов, земельный участок не освобожден, и более того, до настоящего времени используется ОАО «Спецавтотранс» под размещение двух десятикубовых бункеров.
Прокурор г.Камышина просил обязать ОАО «Спецавтотранс» освободить земельный участок, занимаемый под площадку для сбора мусора. В судебном заседании прокурор Аристархова И.А. исковые требования поддержала в полном объеме; представитель ответчика ОАО «Спецавтотранс» Самохин А.Е. иск признал в полном объеме, что подтверждается его письменным заявлением, приобщенным к материалам дела».
Казалось бы, суд поставил точку в тяжбе с ОАО «Спецавтотранс». И судебное решение было исполнено! Только мусорка к тому времени была передана с баланса ОАО «Спецавтотранс» на баланс ООО «РЭП-3». Такой вот кульбит!
«Но ведь и Роспотребнадзор выписал предписание администрации Камышина!» — воскликнет внимательный читатель, который, полагаю, уже пребывает в некоем трансе от описываемых событий.
Да, выписал. Но что же сделала администрация Камышина? Казалось бы шаг градоначальника и руководства ООО «РЭП-3», которое стало балансодержателем «скандальной» мусорки, в данном случае очевиден — её надо убрать. Увы, нет...
Администрация города отписала: «Сообщаем, что действительно расположение мусорной площадки под бытовой мусор в районе вашего дома составляет менее 20 метров...» А далее делается акцент на том, что подобное допускается «в исключительных случаях»! Администрация сообщает, что «установка вышеуказанной мусорной стоянки согласована с «Роспотребнадзор г. Камышин». Между тем областное управление этой уважаемой организации ранее сообщало, что «контейнерная площадка не согласовывалась». Далее администрации Камышине пишет: «В настоящее время мусорная площадка под крупногабаритные отходы демонтирована. На данной территории установлен запрещающий знак по сбросу крупногабаритных отходов».
Что это означало на деле? С мусорки, состоящей из контейнерной площадки для сбора ТБО и площадки для сбора негабаритных отходов, убрали вторую часть — площадку для «негабаритов». Это было сделано предельно просто: во-первых, «выдернули» из земли ограждение «негабаритной» части, а во-вторых, на стандартном для камышинских мусорок информационном щите, сообщающем, что «Свалка мусора на грунт запрещена. Штраф — 2 000 рублей», закрасили словосочетание «на грунт». А несколько дней назад добавили еще один информационный щит, текст которого уже размножен на всех подъездах многоэтажных домов с перечислением запретов и штрафов.
Жильцам ничего не оставалось делать, как вновь обратиться в прокуратуру. Теперь уже в областную. В своем ответе от 28.01.2013 года начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии прокуратуры Волгоградской области С. В. Ростовская сообщает: «доводы о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении контейнерной площадки для складирования ТБО поблизости Вашего дома подтвердились...», «руководителю управляющей организации — ООО «РЭП-3» внесено представление с требованием о ликвидации контейнерной площадки...», «информация о фактах игнорирования ООО «РЭП-3» санитарно-эпидемологического законодательства и законодательства о благоустройстве 25.12.12 направлены в адрес главы города Чунакова А. И.».
Но и представление областной прокуратуры, видимо, не указ РЭП-3. Временная контейнерная площадка для складирования ТБО, кажется, корнями вросла в свое место: мусор на нее как сыпали, так и продолжают сыпать, как в контейнеры, так и рядом. Горами. Очевидно, что опасение Роспотребнадзора об угрозе «возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний» сохраняется в полной мере. Мусорка горит, ее тушат пожарные, о чем говорят документы. Горел забор частного домовладения.
...А тяжба продолжается. Хотя, пожалуй, всем очевидно, как следует поступить в данном случае.