Молотильный жернов на улице Камышина— По-моему, это метеорит... — влёт определил предмет на снимке один из посетителей редакции infokam.su.

Правда, стоит оговориться, что лет этому посетителю было примерно 8 или 9, и пришел вместе с бабушкой. Пока бабушка давала объявление в газету, коллектив обсуждал фотографию, которую сделал сегодня утром редактор сайта infokam.su, краевед Леонид Смелов.

На углу старинных камышинских улочек — Зеленой и Лазарева — он обнаружил артефакт прошлого (на фото). Использовали исторически ценную вещь довольно забавно — в виде защитного столба от автомашин, чтобы они не поворачивали и не парковались близко от забора частного дома.

— Что же это? — спросил паренек.

— Это не что иное, как молотильный камень, или «зубчатка», — рассказал Смелов. — Примерный возраст — XIX век. Предположительно, сам камень для создания «зубчатки» был добыт в одной из пещер  нынешнего Щербаковского парка. Это уникальный экспонат, потому что он состоит из пород, содержащих ракушки палеогенового моря. А возраст этих отложений — примерно 55-60 млн лет. Отпечаток ракушки даже виден на камне.

«Дело в том, что пещеры Уракова бугра и других мест в нынешнем Щербаковском, по предположению историков, были созданы в результате добычи камня в нашей степной зоне, где в нем есть недостаток, — продолжил краевед. —  Этот камень стали добывать немцы, которые массово переселились в Россию по приглашению императрицы Екатерины Великой, которая выпустила два манифеста-воззвания к бывшим соотечественникам. В начале XVIII века в России возникла острая необходимость колонизировать (заселить) окраинные земли империи. Манифестом от 4 декабря 1762 года Екатерина II призывала всех желающих из Европы свободно селиться в новых степных владениях России. План императрицы носил двойной характер: с одной стороны, она заселяла окраины, с другой – приезжие европейцы должны были принести с собой расчетливый (не русский «авось»!), грамотный (не крестик вместо имени!), а главное трезвый (пьянству – бой!) дух своих стран. Однако на первый призыв отклика не последовало. Причина проста: он не заключал в себе никаких гарантий в пользу будущего положения переселенцев.

Манифест 22 апреля 1763 года исправил это положение. Были введены серьезные привилегии: бесплатная раздача 30 десятин земли на семью, уплата путевых издержек, освобождение от налогов на 30 лет, веротерпимость и беспроцентная ссуда на 10 лет для постройки домов. Важным историческим событием, способствовавшим переселению, стала европейская Семилетняя война (1756-1763 гг.). Германские государства (они в то время еще не были одной страной – прим. авт.) были опустошены. Немецкие крестьяне, жившие в условиях жесточайшей эксплуатации да еще в местах постоянных военных действиях, стремились эмигрировать в другие страны. Словом, российский призыв был услышан.

Большинство переселенцев (среди них были и австрийцы, и французы, и голландцы) были крестьянами, и, естественно,  они занялись сельским хозяйством. Конечно, были среди них и шляпники, и, например, музыканты или мастера резки курительных трубок. Но кормила всех, в основном, земля, поэтому немцы собирали урожаи пшеницы и ячменя, а также первыми стали выращивать в наших степях кукурузу, табак и горчицу (ту самую, сегодня широко известную как «сарептовская»).

До второй половины XIX века зерно крестьяне молотили вручную. Потом был изобретен молотильный жернов, который мы видим на фото: его тягала за собой лошадь. Этот жернов крестьянская лошадка таскала по току до тех пор, пока не обмолотятся все колосья. Так продолжалось практически до конца XIX века, когда изобретатели прошлого создали паровые молотилки, что стало значительным шагом в деле прогресса сельскохозяйственного производства.

Немцы добывали камень в штольнях-разработках, которые постепенно превращались в рукотворные пещеры. Их мы можем увидеть сегодня в Щербаковском природном парке. Например, описывая Нижнюю Добринку Камышинского уезда, историк, археолог, член Императорского Российского георграфического общества А. Н. Минх сообщал: «До 14 человек занимаются отделкою молотильных камней, а раньше было их больше... Раньше делали в 1 аршин длины и 1 аршин толщины (молотильные камни — прим. авт), а после длину прибавили на 2 вершка; толщины же — с одной стороны 12 вершков в диаметре, с другой 11 1/2 вершков; узкий конец камня при молотьбе обращается к центру обмолачиваемого круга. Прежде продавали по 5 руб. за камень, потом цена поднялась до 18 руб., а теперь по 3 и 4 рубля за камень».

— Вот такой перед нами артефакт прошлого, — заключил краевед Леонид Смелов.