Жители Камышинского уезда всегда отличались высокой политической активностью. Откуда у них такая «политическая удаль», весьма точно подметил в своих «Записках» (1909 год), написанных в камышинской тюрьме, один из героев нашего повествования — адвокат Яков Дитц:
«Широкое волжское раздолье создавало широкую натуру волжанина, которую центральная власть сначала Москвы, а затем еще более Петербурга старалась урезать строжайшими мерами и репрессиями, но тщетно: наш край не подчинялся предписанным строгостям и свои хартии вольностей получал от Стеньки Разина и Пугачева. Здесь был притон волжских разбойников, бежавших от гнета правительства и помещиков. В нашем уезде, в верстах 40 выше Камышина, на берегу Волги расположен бугор, сохранивший название бугра Стеньки Разина, с которого зрителю открывается волшебный вид на громадное пространство Волги и богатое Заволжье. Но никогда правительство не предпринимало разумных мер к водворению в этом богатом крае гражданственности, культуры и спокойствия. Как и раньше, до последнего времени девизом управления служит: «Разорю, не потерплю»... На Волге вырастает свобода и воля человека».
Адвокат, депутат и историк Яков Дитц
Автор строк о широкой натуре волжанина - Яков Егорович Дитц (1864 -1917), депутат Государственной думы Российской империи I созыва. Он родился в немецкой колонии Починная Камышинского уезда, долгое время жил в Камышине, а также неподалеку, в Даниловке, где заложил до сих пор сохранившийся «дитцев сад».
Яков Дитц самостоятельно изучил юриспруденцию и выдержал экзамен, получив высшее образование. Однако к этому времени он уже состоял на учете как «неблагонадежный». Подобное клеймо имело серьезные последствия, поэтому, чтобы найти работу, Дитц в 1889 году уехал в своё мелкое имение в Области войска Донского (близ станции Арчеда).
События 1905 года всколыхнули империю. Многое изменилось, и Дитц получил возможность возвратиться на Волгу - он поселился в Камышине и стал частным поверенным Камышинского уездного съезда и Саратовского окружного суда, помощником юрисконсульта управления Рязано-Уральской железной дороги. В конце 1905 года в Камышине он начал издавать «Приволжскую газету», закрытую в том же году, с января 1906 года стал редактором газеты «Поволжский край».
14 апреля 1906 года Яков Дитц был избран от общего состава выборщиков Саратовского губернского избирательного собрания в Первую российскую Госдуму, где вошёл в Трудовую группу. Дума просуществовала 72 дня и была распущена по указу императора Николая II от 8 (21) июля 1906 года. 10 (23) июля 1906) Я. Е. Дитц подписал Выборгское воззвание к гражданам России, за что был приговорён к трём месяцам тюрьмы, что автоматически лишало его избирательных прав. Он отсидел эти три месяца по собственному прошению на имя прокурора Саратовского окружного суда в камышинской тюрьме в 1909 году, где и написал «Записки».
Я. Е. Дитц оставил выдающийся след в изучении истории Нижнего Поволжья и колонизации края. Он занимался краеведческими изысканиями, работал в архивах, лично посещал немецкие колонии и записывал воспоминания. Итогом многолетней кропотливой работы стал труд «История поволжских немцев-колонистов».
Учитель и депутат — Павел Кальянов
Вместе с Яковом Дитцем в депутаты Государственной думы Российской империи I созыва от Саратовской губернии (Камышинский уезд входил тогда в Саратовскую губернию) был избран Павел Васильевич Кальянов (1869-?(не ранее 1916). О Кальянове сам Дитц в «Записках» отзывался весьма уважительно, писал:
«Со мной и Кальяновым, как представителями крестьян, дома расправились по девизу: «Мужика бей не дубьем, а рублем». Кальянова уволили с должности земского учителя и лишили насущного куска хлеба. Меня лишили звания частного поверенного... Было сделано распоряжение о заключении меня с Кальяновым в Камышинскую тюрьму, и Кальянов тогда же отбыл наказание; относительно меня же привидение в исполнение приговора было приостановлено ввиду внезапного возбуждения нового суда надо мной... Таким образом, мы с Кальяновым оказались сугубо битыми и дубьем, и рублем».
...А за три года до этого, в 1906 году, Саратов торжественно провожал своих депутатов в столицу. Правда, Я.Е. Дитц и П.В. Кальянов выехали из Камышина позднее без помпезных проводов.
О Кальянове есть данные в издании «Государственная дума Российской империи: 1906-1917. Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова, И.С. Ряховская. (Москва. РОССПЭН. 2008):
«Павел Васильевич Кальянов родился в селе Кубасово Камышинского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. Получил домашнее начальное образование. В 1898 сдал экзамен на звание учителя, после чего работал в школе грамоты. С 1902 года – заведующий Золотовской земской школы. В течение 5 лет был сельским писарем, оставил службу из-за разногласий с земским начальником. Участник съезда учителей в Саратове (1904). Член саратовской Партии социалистов-революционеров. В 1905 году – активный деятель Всероссийского Крестьянского Союза.
14 апреля 1906 года избран в I Государственную Думу от общего состава выборщиков Саратовского губернского избирательного собрания. Входил в состав «Трудовой группы». Подписал законопроект «О гражданском равенстве», заявления об образовании Комиссии по расследованию преступлений должностных лиц и о необходимости преобразования местных аграрных комитетов. Член редколлегии газеты «Крестьянский депутат». За подписание Выборгского воззвания 10 июля 1906 года осужден по ст. 129, ч. 1, п.п. 51 и 3 Уголовного Уложения, приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишен избирательных прав».
Врач и депутат — Александр Лисин
В январе-феврале 1907 году состоялись выборы во вторую думу (сегодня принято говорить: «Государственная дума Российской империи II созыва»). Среди избранных членов оказался и житель Камышинского уезда — земский врач села Лопуховки А. Ф. Лисин.
К сожалению, об этом человеке имеются весьма скудные сведения. А в том, что он был незаурядной личностью, сомневаться не приходится. Александр Федорович Лисин родился (по данным из списка депутатов думы) в 1868 году (по другим данным, на год раньше). Окончил медицинский факультет Казанского университета в 1894 года, в 1904 году служил земским врачом в Камышинском уезде Саратовской губернии, жил и работал в селе Лопуховка (Камышинского уезда, Саратовской губернии).
Врач-политик. Член II Государственной Думы от Саратовской губернии. Входил в Народно-социалистическую фракцию.
Три камышинских депутата ГосДумы — учитель, врач и адвокат. Во времена становления российского парламентаризма именно они стали первыми представителями камышинской земли в этом законодательном органе.