Уважаемая редакция «Инфокама»! Хочу немного поделиться наблюдениями по такой животрепещущей проблеме, как культура водителей и пассажиров маршруток. Расскажу несколько коротеньких историй, участницей которых была я сама.

Сажусь в «Газель» в бухте в сторону третьего городка, за мной пытается войти очень полная женщина. Она ставит ногу на подножку, видит, что остались только самые задние места, и решает не протискиваться, подождать другую маршрутку.

Жара на улице страшная, выше 35-ти. В салоне просто сауна. Все с нетерпением ждут, пока машина тронется, потому что, может, хоть немного протянет ветерком. В маршрутке два свободных места, водитель не трогается. Все думают, что он набирает пассажиров. Но когда мы стоим уже пять минут, люди начинают роптать.

Водитель молчит, как немой. И вдруг выпаливает: «Я с открытой дверью поеду?». Пассажиры переглядываются. «Кто последний входил?» — начинает допрос водитель. Мысль водителя, наконец, обретает очертания: своей «сидячей забастовкой» он, оказывается, требовал, чтобы закрыли дверь. Последней входила я, но сижу сзади. Тот, кто разместился рядом с дверью, и ухом не ведет. Поддерживает позицию водителя. Я тоже не собираюсь выбираться, чтобы исполнить прихоть «рулевого». И вообще — почему я должна закрывать дверь? Пусть собственники маршруток установят автоматические двери, если они такие принципиальные. Упертый мужик рядом с дверью нагло советует водителю выходить и закрывать дверь самому.

В результате салон ругается еще минут пять. Нервная молодая пара вообще покидает маршрутку и ждет другую в знак протеста. Водитель изгибается змеей и со своего места, наконец, шваркает дверь. А оставшиеся пассажиры начинают долгий «разбор полетов». Как тут надо было поступить культурно, никто не знает: все обвиняют всех.

Или вот еще зарисовка с натуры. На сиденье у выхода из «Газели» пассажиры на очередной остановке освобождают место нагруженной сумками пенсионерке. Для этого все быстро перекомпоновываются по салону, чтобы ей было удобнее. Что делает бабуся? Она «растекается» так, что закрывает все пространство для выхода. И ни с места! Каждая остановка превращается для остальных путешественников в выпрыгивание с препятствиями.

«Вы хоть немного сгруппировались бы», — укоряют бабусю соседи по салону. «Вам надо — вы и теснитесь», — невозмутимо парирует объемное «первое место». В результате народ начинает не только выходить, но и входить в салон почти на руках. А «преграда» еще и обращается к попутчикам, не моргнув глазом: «Еду до конечной». Мол, заранее тренируйтесь.

Еще особая скученность и неудобства создаются в маршрутке, когда водители набивают ее лишними двумя, а то и тремя пассажирами без мест. Эти пассажиры висят над тобой так, что при торможении просто падают тебе на голову и давят тебя. Но когда «пассажиры с местами» начинают делать водителю замечания типа «куда набиваете?», тот хладнокровно отвечает: «Всем ехать надо».

На днях стала свидетелем и вовсе непредвиденного случая. Молодой офицер-десантник уступил место «болтающейся» над ним девушке и попытался ехать стоя. Так в ответ получил страшный скандал от второго стоячего. Мол, «черт тебя дернул вставать, девчонка была тростинка, а ты, бугай, теперь меня вообще зажал!»

Понимаю, что после моих заметок в один момент культуре «сосуществования» в автосалонах не обучиться. Но, возможно, хотя бы лишний раз кто-то посмотрит на себя со стороны. Если мы обречены передвигаться в «газелях» без особых удобств, то с какими-то издержками таких, с позволения сказать, пассажироперевозок приходится просто мириться...

Олеся П.