В ходе преобразований в похоронном деле Министерство строительства и ЖКХ может приступить к курированию сферы ритуальных услуг в РФ. Эксперты рынка считают, что «опекуну» предстоит разбираться с большим количеством проблем. Что это за проблемы? Касаются ли они Камышина?
На эти и другие вопросы редакция infokam.su попросила ответить руководителя МУП «Ритуальные услуги для населения» Вячеслава Анатольевича Кузнецова.
— В соответствии с федеральным законом «О погребении и похоронном деле» каждый муниципалитет обязан иметь специализированную похоронную службу. Однако, в борьбе с монополией на «скорбном рынке» государство в 2003 году отменило лицензирование, предоставив похоронное дело «самому себе». На этой волне в России, в том числе в Камышине, появились фирмы-конкуренты. Как это сказалось на деятельности руководимого Вами предприятия?
В. А. Кузнецов: «Предполагается, что здоровая конкуренция — это хорошо. Многолетний положительный опыт работы муниципального предприятия «Ритуальные услуги для населения» не означает, что иные организации не могут предоставлять услуги по погребению в случае обращения к ним граждан. Другой вопрос, что отмена лицензирования, на мой взгляд, привнесла в работу отрасли хаос с элементами криминализации. Любой желающий заняться малым бизнесом сегодня может купить маршрутное такси, переоборудовать его в катафалк, гараж — в похоронное бюро — и вперед! Такие фирмы есть и в нашем городе. О каком гарантированном качестве услуг по погребению в подобных случаях может идти речь? Конкуренция ритуальных агентств лишь ухудшила положение людей, потерявших родных или близких. Стремление заработать на чужом горе привело к тому, что предприниматели готовы пойти «на всё». Мы, как и прежде, работаем максимально открыто, с доступными ценами, предоставляя качественные услуги. Клиенты ценят это».
— Одна из поправок дает «зеленый свет» появлению частных кладбищ. Как простым смертным относиться к этому непривычному пока для россиян явлению?
В. А. Кузнецов: «Организация кладбища — это своего рода малый бизнес, к тому же ограниченный во времени. Предпринимателю он будет интересен до тех пор, пока не закончится земля под захоронения, которую он оформил в собственность. А вот захочет ли частник «отныне и вовеки веков» нести ответственность за содержание этой территории? — вопрос открытый. Хотя ответ, что называется, без вариантов: чтобы могилы родных и близких были ухожены, предстоит платить за содержание частного погоста».
— Практически решено: отрасли нужен регулятор на федеральном уровне. В связи с этим ожидается появление так называемых саморегулируемых организаций (которые, кстати, тоже кто-то должен курировать, иначе хаос продолжится). Как Вы относитесь к этому?
В. А. Кузнецов: «Предполагается, что регулирование на федеральном уровне позволит ввести кадастр мест захоронений, более эффективно управлять кладбищами. Что касается предложения Федеральной антимонопольной службы о введении саморегулирования (СРО) на рынке похоронных услуг, то здесь «в товарищах» — членах ритуального сообщества — согласия нет. Одни утверждают, что оно сделает похоронный рынок цивилизованным, уменьшит уровень коррупции, избавит отрасль от «случайных людей». Другие уверены, что создание СРО в похоронном деле — не выход. Это вызовет очередной передел рынка. Затраты на содержание множества таких организаций приведут к неизбежному подорожанию ритуальных услуг. Что касается моего мнения, то я — за возвращение лицензирования».
— Проект поправок в закон «О погребении и похоронном деле» впечатляет: они направлены на демонополизацию, разграничение услуг по уходу за кладбищами и ритуальных услуг, установление «прозрачности» цен. Не получится ли по принципу «хотели как лучше, а получилось…»?
В. А. Кузнецов: «Беда в том, что действующие стандарты и правила рынка ритуальных услуг мало кто выполняет, на некоторые виды услуг их и вовсе нет. Хотелось бы надеяться, что Минстрой, управляя сферой, поможет становлению честной конкуренции. Участники рынка предлагают, в частности, выставить нечестным «похоронщикам» барьер за счет создания при муниципальных структурах реестра организаций с указанием сведений обо всех агентах и постоянным обновлением этой информации. Но это только одна из проблем отрасли».
— Возвращаясь к саморегулированию. Есть сведения, что Минрегион настороженно относится к идее. Что же все-таки выведет отрасль на новый уровень развития?
В. А. Кузнецов: «Единые правила оказания ритуальных услуг. У каждой компании должно быть помещение, соответствующее санитарным нормам, специализированный транспорт, специально обученный персонал, обязательства. Возможно ли добиться этого при саморегулировании или при строгом лицензировании — неважно. Думаю, что теперь, когда отрасль будет курироваться на федеральном уровне, перечисленные и многие другие проблемы постепенно будут решаться».