Сити-менеджеров в Волгоградской области не будет. Подобный вывод позволяют сделать последние политические перемены в регионе. Как известно, Владимир Кабанов сложил с себя полномочия председателя областной Думы и по неофициальной информации собирается покинуть пост секретаря волгоградского реготделения «Единой России». Область ждет перемен — прежде всего, кадровых. Но только не в областном центре. Уже сейчас можно говорить о том, что мэр Волгограда Роман Гребенников упрочил свои позиции на политическом олимпе.

Переменам предшествовала встреча секретаря «ЕР» Вячеслава Володина с губернатором Волгоградской области Анатолием Бровко. При этом разговоре присутствовали также секретарь регионального отделения Владимир Кабанов и мэр Волгограда Роман Гребенников. Реальные итоги той беседы мы наблюдаем в эти дни. Однако никаких перемен в управлении Волгоградом, за исключением некоторых подвижек в руководстве комитетами, никто не заметил. Поэтому справедливо возникает утверждение: все разговоры о назначении сити-менеджеров вместо избрания глав городов канут в Лету. Либо будут отложены до лучших времен.

Напомним читателям. Сити-менеджер — это глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом. Эксперты видят следующие плюсы подобного способа управления: освобождение от церемониальных обязанностей, аполитичность, подотчётность городскому совету, снижение расходов на выборы. Мэр должен быть хозяйственником — вот главный постулат сторонников этого способа управления. Вместо партконференций — производственные совещания, вместо предвыборных баталий — решение проблем образования, ЖКХ, медицины и т. п.

Свое положительное отношение к назначению глав городов озвучил, в частности, и губернатор Анатолий Бровко на встрече с общественностью в редакции газеты «Областные вести» по итогам 100 дней работы в должности. «Ровно год назад, когда я впервые встретился с Президентом РФ, я предложил 16 пунктов, которые могут изменить жизнь страны. Также поступили другие региональные политики, создав своеобразную копилку идей. В одном из пунктов я указал на возможность того, чтобы мэры были назначаемы, — подчеркнул Анатолий Григорьевич.

Разговоры о назначении сити-менеджеров касались не только Волгограда, но и Камышина. Главы этих крупных муниципальных образований занимают важные посты в региональном отделении партии «Единая Россия»: глава Волгограда Гребенников руководит приемной Владимира Путина, а глава Камышина Чунаков занимает пост заместителя председателя реготделения. Возможно, именно поэтому не трогали Волжский, поскольку им руководит выдвиженец партии «Справедливая Россия». В самом деле, если назначение глав Волгограда и Камышина можно отнести к «подвижкам» по партийной линии, то в Волжском против назначения сити-менеджера может пойти народ — дескать, мы избрали, того, кого хотели!

Вообще, аполитичность сити-менеджера — спорный вопрос. Будучи много лет «красным» регионом, Волгоградская область во всей красе познала отсутствие интереса со стороны центра. Теперь губернатор «приводит» в регион реальные инвестиционные проекты и финансы по линии «ЕР». А поступят ли деньги аполитичному сити-менеджеру? Или второй, но главный вопрос: кто будет организовывать пресловутый административный ресурс для поддержки нужных идей, а главное людей? Или еще одно мнение: кто будет представлять власть на Руси, где она всегда была централизованной и сильной? В этом смысле примечательно мнение экс-мэра Волгограда Юрия Чехова. «Сити-менеджеры — не панацея, — отметил он. — Есть примеры городов, где сити-менеджеры менялись по пять на год. А город не выигрывал ничего! Сити-менеджера может «напрягать» любой депутат, а городу нужна власть».

Силу централизованной власти продемонстрировал Вячеслав Володин. И теперь политические очки, набранные с его помощью Гребенниковым, работают на последнего. Но значит ли это, что вопрос о назначении сити-менеджеров в волгоградском регионе можно надолго положить на верхнюю полку? Скорее всего, да. Последние события показали, что идея А. Г. Бровко и иже с ним потерпела фиаско. Как заявил в недавнем интервью «РБК daily» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, «…у назначаемых губернаторов отсутствует потребность в поддержке общественного мнения. Но губернатор вынужден обращать внимание на региональные элиты и на тех, кто лоббировал его назначение наверху».