На минувшей неделе стало известно, что в российских школах одиннадцатиклассники вновь начнут писать полноценные сочинения, а не «пародии» на них, которых до сих пор требовал единый госэкзамен. Сочинения предполагается сдавать заранее, зимой, чтобы весной у «двоечников» была возможность повторить попытку. Впрочем, как сообщает российское Министерство образования и науки, двоек за литературный труд ставить не будут, только «зачет» или «незачет».

Из огромного количества новаций наших чиновников возвращение сочинения мне представляется весьма положительным моментом. Ведь речь идет об экзамене на общую эрудицию, интеллект, навык связно выражать собственные мысли. А такой талант нужен не только будущим управленцам, переводчикам или дипломатам, но специалисту любого профиля.

Абсолютно согласна с директором Фонда Солженицына Натальей Солженицыной, которая на телеканале «Россия-1» заявила в прошлую субботу, что искусственное понижение министерством порога баллов для сдачи ЕГЭ по русскому языку является «воспроизводством невежества» в стране. Кстати, именно Наталья Солженицына является одним из инициаторов введения сочинений как критерия допуска учащихся к госэкзамену в принципе.

Мне показалась логичной и такая деталь, связанная со всероссийским сочинением. Его итоги (а в скором будущем — и оригиналы!) планируется «забивать» в единую базу данных, которой смогут пользоваться вузы при наборе абитуриентов. То есть, приняв заявление о поступлении от соискателя студенческого билета, экзаменационная комиссия университета или института сможет по сочинению уточнить, что из себя представляет абитуриент в плане зачета "по кругозору».

Тема зимнего сочинения будет оглашаться, как положено на госэкзамене, за несколько минут до начала работы. Хотя основу первого пакета тем, по словам Натальи Солженицыной, составят классические литературные произведения, главным достоинством сочинений Фонд Солженицына предлагает считать именно высказывание собственных мыслей и выводов.

Думаю, новшество в определенной степени оживит у старшеклассников и желание читать, и способность выстраивать систему аргументов в размышлениях.

Кстати, не примите за издевку, но, если новый экзамен заставит поучиться писать интересные, грамотные сочинения и самих учителей литературы и русского языка, — тоже будет неплохо.