На избирательном участке Камышина. 14 сентября 2014 годаРассказ о разговоре, который произошел на брифинге по вопросам молодежной политики между журналисткой одного из камышинских изданий и организаторами брифинга, мне хотелось бы предварить стихотворным эпиграфом:

Подымайте руки,

в урны суйте

Бюллетени, даже не читав, -

Помереть от скуки!

Голосуйте,

Только, чур, меня не приплюсуйте:

Я не разделяю ваш устав!

«Кто это написал? – возможно, спросите вы, - Какой-нибудь современный поэт-оппозиционер, Дмитрий Быков там, или Ефремов?»

Отнюдь. Эти строки были написаны человеком, которого, надеюсь, в России представлять до сих пор не нужно, так как его знает каждый – Владимиром Семеновичем Высоцким, притом – в 1967 году… Как говорится, наводит на размышления. А теперь – о разговоре…

На брифинге председателя городского комитета по делам молодежи Алексея Кватании и директора СМК «Планета молодых» Ивана Ускова корреспондент газеты «Легкий день» Людмила Курсекова задала вопрос: «Кому же в голову пришла такая идея: дать рекламу, что пришедшим на избирательный участок молодым людям от 18 до 30 лет будут вручаться в подарок билеты на посещение спектакля в театре или киносеанса в кинотеатре? И почему вручаемые билеты имели вид обычной бумажной «визитки», без собственноручной подписи директора театра, как заведено на театральных пригласительных? И не будет ли нанесен материальный ущерб нашему театру?»

Ведь (со слов журналистки) в театр уже на следующий день устремились толпы людей с «халявными» билетами, причем зачастую далеко не «комсомольского» возраста…

Ответы прозвучали незамедлительно (кроме почему-то имени «идейного зачинщика» данной акции). Причем к отвечающим присоединилась и руководитель пресс-службы Валерия Воробьева, которая всегда присутствует на подобных мероприятиях. Она рассказала известный ей случай о том, как в Камышин приезжали студентки из района (!), чтобы, проголосовав, получить заветный билетик в кино…

Журналистке «популярно» объяснили, что билеты не могли быть подписаны директором, потому что их было напечатано 12 тысяч штук, а роздано – 9 тысяч! Однако, никаких проблем ни у Камышинского драматического театра, ни у ЦДК «Дружба», по мнеию устроителей брифинга, не возникнет, ведь чтобы попасть в театр или кино, обладателю пригласительного нужно будет обменять его в кассе на «настоящий» билет, который дадут, согласно условиям акции, только на непремьерный показ и при наличии свободных мест в зале – в противном случае, предложат альтернативу. (Напомню, что брифинг проходил сразу после выборов и пригласительные только начинали использовать по назначению, поэтому разговор шел в будущем времени).

Далее пошли рассуждения о «двух убитых зайцах»: о стимулировании молодежи к «выполнению гражданского долга» и одновременном повышении её культурного уровня. Но когда «объясняющие речи» дошли до тезиса, что вот, мол, в советское время выборы были, как праздник (и музыка везде играла, и бутерброды с дефицитной тогда колбасой можно было брать сколько хочешь), Людмила Курсекова решительно заявила: «Знаете, а вот про советское-то время – уж не надо! В тог время в списке значился один, «самый правильный» кандидат, и люди «празднично» шли за него «голосовать»!»

...В помещении повисла неловкая пауза.

Глядя на всё это, и задаешься вопросом: не являются ли все эти пресловутые «стимулы» банальным «манипулированием электоратом», а привлечение молодежи «бесплатным билетиком» попыткой придать выборам хоть какую-то видимость легитимности? Ведь, согласитесь, когда законодательную власть (депутаты областной думы относятся именно к этой ветви власти) выбирают, используя «кнуты» (военные и бюджетники) и «пряники» (молодежь и пенсионеры), а к избирательным урнам пришло всего лишь около 35% (то есть - треть!) жителей, что называли «хорошей явкой», - то это, мне кажется, уже за гранью смешного и грустного…

P.S. Ну, а в завершении по поводу всё более участившихся воспоминаний советского периода нашей истории. Про это весьма иронично спрашивал прямо на сцене у своего гитариста – Геннадия Беркова другой поющий поэт века ушедшего – Игорь Тальков:

«… а лысый?

- Лысый? В Мавзолее!

- Так что же изменилось, Геш?

- Как что?!

- Идея, что ли?

- ИДЕ Я?

- Хватит!»