В минувшее воскресенье, 28 сентября, в селе Лог Иловлинского района прошёл юбилейный, Х Фестиваль православной культуры, основателем и организатором которого является иерей Александр Лобан, настоятель прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Лог.
Сам батюшка, безусловно, является человеком творческим — он, можно сказать, профессиональный фотохудожник, выставки его работ неоднократно демонстрировались на престижных площадках. Десять лет назад фестиваль начинался как мероприятие, призванное сплотить людей на основе традиционной песенной культуры, в дальнейшем фестиваль развивался и ширился, став полноценным ежегодным музыкальным событием уже не только Иловлинского района.
Сегодня на него съезжаются гости из Волгограда, Волжского, Киквидзе, Урюпинска. В этом году руководитель отдела молодежного служения Калачевской и Палласовской епархии сообщил, что по решению Владыки Иоанна, епископа Калачевского и Палласовского, со следующего года фестиваль приобретёт общеепархиальный статус (Иловлинский район относится к Калачевской и Палласовской епархии Волгоградской митрополии – прим. авт.).
В нынешнем году зрителями и участниками фестиваля уже во второй раз стали камышане — наш город был представлен Камышинским православным молодежным обществом, которое уже второй год действует при Никольском кафедральном соборе. Непосредственное участие в концертной программе приняло два человека — автор-исполнитель Пётр Баранов, который представил как авторскую композицию, так и песню протоиерея Олега Скобли под аккомпанемент шестиструнной гитары; и Валентина Иволга, очаровавшая всех звуками древнерусского музыкального инструмента — настоящих гусель.
На фестивале, во-первых, порадовало (хоть и немного удивило) участие вновь избранного в Единый день голосования, 14 сентября, главы Иловлинского района, который поднялся на сцену в традиционной казачьей одежде: кафтане, штанах с лампасами и «смазных» сапогах. При этом он не стеснялся ярко выражать обуревающие его чувства: «Казачьему роду — нет переводу!» — подытожил, например, глава. Или громогласно заявил: «Слава Богу, что мы — казаки!».
Я уточнил у местных жителей детали и выяснил, что местное казачество активно участвует в подготовке и проведении фестиваля, причем не только традиционно — в охране порядка, но и, например, в приготовлении трапезы: щами и пловом угощали всех участников и гостей.
Во-вторых, я обратил внимание, что «музыкальная палитра» православной культуры была достаточно широка – от уже упомянутых песен под гусельный аккомпанемент до композиций в молодежном стиле рэп, представленных проектом «Когда-то» из Волгограда. А на «фестивальной поляне» можно было, помимо изделий мастериц и рукодельниц творческой мастерской «Традиция», приобрести СD-диски с записями уже известных в регионе музыкантов: казачьего барда Ивана Варламова, ансамбля «Славословие» под руководством матушки Наталии Копейкиной и других.
Я с грустью констатировал, как же мало мы знаем о жизни нашего областного центра, столицы региона — города-героя Волгограда, хотя нас разделяет не такое уж и большое расстояние. Например, многие ли из камышан знают, что в Волгограде есть общественная организация, созданная по инициативе многодетных и молодых семей, — православный семейный центр «Лествица»; или о том, что есть отделение Союза православных женщин; или о существовании Благотворительного фонда поддержки семейного воспитания через возрождение русской духовной культуры «Зеленогорье»?
Под занавес фестиваля, перед самым отъездом, когда вся «камышинская диаспора» уже заняла свои места в микроавтобусе, к нам подошел музыкант, представившийся Стасом Королёвым и запел песню… о шестой роте псковского десанта и их подвиге, сопроводив её напутствием: «Вы же камышане! У вас — Александр Колгатин родился! Не мог не спеть для вас!..».