Честно признаюсь: тянет иногда порассуждать на глобальные темы даже в нашем родном Камышине. Казалось бы, течет река времени мимо провинциального города, никаких судьбоносных решений для страны здесь отродясь не принималось, но и мы же не просто «точка на карте»: живем, мыслим, работаем, творим... А также негодуем, требуем, что-то решаем, «проводим в жизнь» свои решения...

Поводом для рассуждений на тему: «Почему у нас «еще не капитализм», но «уже не социализм?» — стали наблюдения за действительностью. Пример... Женщина-пенсионерка является опекуном сына-школьника. За опекунство получает семь с небольшим тысяч. Плюс пенсия — восемь с небольшим тысяч. Она проклинает всю вертикаль власти — от местной до кремлевской «за плохую жизнь».

Её успокаивает собеседница: «Да 15 тысяч в месяц — это ж еще ничего! Это ж не всякий работающий получает!».

Однако, оказывается, мало. Ребенка в школу надо одеть-обуть. Плюс в школе потребовали на замену окон тысячу рублей. Но главное: мальчишке летом купили велосипед (пацан все-таки!), а это выбило семью из бюджета.

Такая вот жизненная ситуация. В этом споре я встал на позицию, что 15 тысяч рублей — это все-таки хорошо. Конечно, маловато. Конечно, жизнь дорогая. Но не в «обмотках» же ходим. К тому же я прекрасно помню, как мне во времена СССР покупали велосипед. Он стоил около 60 рублей. Это была продуманная покупка по, как сейчас говорят, «накопительной системе»: тут — сэкономили, там — «ужались» в расходах. А часть денег вообще мне как любимому внуку на велосипед дала бабушка. То есть «двухколесный друг» и для нашей семьи не стал рядовым приобретением.

Так может, мы зачастую смотрим на прошлое сквозь «розовые очки»? Позабыли уже, как многое происходило, какие были проблемы, поэтому и мечтаем о машине времени: вот бы обратно в прошлое! А уж такое ли «розовое» оно было?

Развивая мысль, обращусь к статьям известного в городе журналиста Владимира Бронченко. Откровенно говоря, я никогда не понимал, как в одном материале можно скрестить, образно говоря, «ежа и ужа».  Владимир Николаевич вспоминает, что ему как молодому специалисту в 1974 году дали квартиру. Это, по его словам, прекрасный старт, так надо жить. Но тут же повествует о жизни в Германии, где частники в системе ЖКХ создали (простите уж за тавтологию!) образцовую систему ЖКХ: позвонил — починили, быстро, качественно, с улыбкой.

У меня всегда возникал вопрос: как можно сопоставлять две разные системы — капиталистическую и социалистическую? При социализме вам дадут квартиру. Но её дадут и  слесарю, который спокойно может пить с утра, грубить, быть (кто еще помнит определения из советского периода) «летуном», то есть «летать» с одного места работы на другое. Согласитесь, далеко не все в СССР предавались «радости труда» на все 100 процентов. Поэтому сантехник и слесарь из ЖЭКа были главными героями сатирических журналов, вроде «Крокодила». Не хотели они зачастую работать, делали это «спустя рукава», сквозь мат-перемат.

А вот германский слесарь, на котором — кредит за жилье, кредит за обучение ребенка, кредит за машину... Так вот он, конечно же, «прилетит» на ваш звонок, обслужит, улыбнется... Ему за это платят. Таков уж капитализм. Сегодня мы познали подобную жизнь в полной, так сказать, картине! Поэтому писать о бесплатных квартирах и отличных слесарях в «одном флаконе» я бы поостерегся. В 80-ые мы хотели жить, как в СССР, но при этом иметь импортные шмотки, автомашины, видеомагнитофоны (вообще электронику, ведь СССР при всей «могучести» так и не создал даже хорошего магнитофона!). Что вышло из этого, все знают.

Куда же мы пришли? Более двух десятков лет Россия движется по пути капиталистического развития. Но «кислое с пресным» опять смешалось! Возвратимся к нашим слесарям. То есть нынешним работникам РЭПа и самим РЭПам. Официальный их статус «Общество с ограниченной ответственностью». Экс-глава города Александр Чунаков не единожды, отвечая на вопросы камышан, уточнял это обстоятельство, ссылаясь на то, что РЭПы сами строят свою ценовую политику (речь идет, конечно, о тех или иных тарифах!).

Однако при этом, будучи не раз на третьем этаже администрации, я наблюдал, как руководители РЭПов собирались на планерку к С.В. Зинченко. Наверняка на подобных совещаниях обсуждаются и пресловутые тарифы. Так РЭПы — частные? Или они «немного частные»? Не собираются же на планерки в администрации другие ООО! А можно ли тогда, как в известном анекдоте, быть «немного беременным»?

Показателен 2014 год. Вдруг все РЭПы установили одинаковые тарифы для населения. Понятно, что тут частным  рынком и не пахнет! А пахнет, скорее, приказной командно-административной системой. Может, в таком случае, именно отсюда проистекают проблемы в виде писем в газеты и прочего выражения народного гнева против «странно солидарной» политики РЭПов?

Много споров в разрезе «мы вышли из СССР, но никуда не пришли» вызывает и медицина. Она вроде бы по страховым полисам (то есть платит кто-то, не лично вы). Но вроде бы давно уже платная. Можно вырвать зуб платно, безболезненно и без очереди. А можно посидеть в коридоре, подышать «ароматами» «зубного царства», и только потом попасть в кресло хирурга, будучи уже уставшим и на нервах. А тут еще бесплатное обезболивающее, кажется, совсем не выполнило свое предназначение!

В общем, вопрос, вынесенный в заголовок статьи, оставляю открытым: «Мы вышли из СССР... чтобы никуда не прийти?». Потому что сейчас в разрезе западных санкций, роста курса доллара и падения цен на нефть, нам бы пора уже как-то определиться: куда идем? И, по-возможности, быстренько прийти! А то годы летят, а свет в конце тоннеля что-то потускнел.