Российский центр информационных технологий «Рейтинг» опубликовал сегодня, 21 апреля, свежий, апрельский, рейтинг мэров крупных городов (в специальном пояснении авторы указали, что под мэрами они понимают глав администраций, сити-менеджеров в тех городах, где нет всенародно избранного мэра).
По степени популярности названных персон в исследовании представлено несколько групп: в первой мэры-лидеры (с 1-го по 25-е место), во второй — «хорошисты» (с 26-го по 56-е место), ну, и в третьей — надо понимать, «троечники» и аутсайдеры (с 57-го по 81-е).
Глава администрации Волгограда, экс-мэр Камышина Александр Чунаков удостоился в этой шкале лишь 77-го места. Вот как комментирует позиции Александра Чунакова аналитик проекта «Рейтинг» Андрей Серенко — политолог, координатор Клуба экспертов Волгограда, главный редактор газеты «Городские вести».
«Система городской власти в Волгограде по-прежнему находится в глубоком кризисе, связанном с низким уровнем компетентности и отсутствием поддержки со стороны общественного мнения. Губернатор региона Андрей Бочаров, до сих пор снисходительно относившийся к сити-менеджеру Александру Чунакову и главе областного центра. председателю гордумы Андрею Косолапову, весной 2015 года впервые объявил о своих претензиях к администрации города и депутатскому корпусу городского собрания. Бочаров лично пришел в гордуму и, выступая перед депутатами, Чунаковым и Косолаповым, предупредил их о персональной ответственности за происходящее в областном центре. «Или вы начнете работать и выполнять свои обязанности, или мандаты на стол», — заявил губернатор.
Этот демарш городские чиновники и политические эксперты расценили как последнее предупреждение: судя по всему, если до конца осени 2015 года в Волгограде не начнутся хотя бы точечные позитивные перемены (в ремонте дорог, благоустройстве, наведении порядка на рынках, в земельной политике и т.д.), то отставок в руководстве города уже не миновать.
Открытое недовольство губернатора работой городских властей усилило закулисное соперничество между Александром Чунаковым и Андреем Косолаповым. Эти два муниципальных руководителя не слишком любят друг друга, хотя и стараются не проявлять своих чувств на публике. Каждый из них обзавелся собственными пиарщиками (не слишком высокого профессионального уровня, правда), которые пытаются при ограниченности информационных ресурсов решать задачи информационного спасения своих клиентов — за счет друг друга. Журналисты и блогеры, обслуживающие интересы Чунакова, пытаются все городские грехи сваливать на Косолапова, а аналогичные специалисты, обслуживающие председателя гордумы, столь же задорно переводят стрелки на сити-менеджера и его администрацию.
Стратегию «взаимного слива», команды городских начальников дополняют распространением слухов о наличии у них серьезных покровителей за пределами областного центра. Так, люди близкие к Косолапову, активно и «по секрету» делятся с журналистами, блогерами и экспертами о якобы особо доверительных отношениях главы города с губернатором Андреем Бочаровым. А из окружения Чунакова последний месяц столь же активно и также «по секрету» расходятся слухи о якобы его внезапной дружбе с первым заместителем руководителя президентской администрации Вячеславом Володиным.
Очевидно, что пиарщики Косолапова и Чунакова пользуются тем, что никто не может проверить подлинность этих слухов. Впрочем, недавний весенний разнос, учиненный городским головам губернатором, уже поставил под сомнение надежность и достоверность сплетен об их высоких покровителях.
Не добавляет оптимизма городской бюрократии и заявление губернатора Бочарова о том, что Волгоград, наряду с городом Волжским и пригородным Городищенским районом, является одним из эпицентров коррупции в регионе. На протяжении последних недель показательные задержания коррупционеров уже произошли в Городище, и теперь местные наблюдатели ожидают аналогичных событий в областном центре.
В соперничестве Андрея Косолапова и Александра Чунакова пока аппаратный перевес на стороне сити-менеджера. Глава региона позволил Чунакову завести в администрацию областного центра нескольких преданных ему людей. Бочаров прикрывает сити-менеджера от политических последствий некоторых особенно резонансных информационных скандалов (прежде всего, связанных с драматическими историями, в которых фигурируют ветераны Великой Отечественной войны). Очевидно, что Чунаков пока нужен региональному руководству и, скорее всего, останется на посту сити-менеджера до тех пор, пока не будут решены вопросы о новых собственниках и менеджерах таких структур, как «Горводоканал» или муниципальные электросети.
После этого в услугах Чунакова региональная власть вряд ли будет нуждаться, тем более учитывая негативный имидж неуспешного сити-менеджера и отсутствие у него какой-либо общественной поддержки.
Отличительная черта нынешнего городского руководства Волгограда — его поразительная неспособность наладить диалог с общественным мнением. Информационная политика сегодняшней мэрии Волгограда — одна из самых неэффективных и провальных за всю новейшую историю городского самоуправления. Чунаков и Косолапов представляют собой «политических невидимок», физическое существование которых лишь предполагается горожанами, и которые никак не укладываются в долгожданный образ «настоящих хозяев Волгограда» или «отцов города».
Призрачный характер городской власти является одной из причин затянувшейся массовой общественной депрессии в Волгограде. Не видя хозяина в городе, горожане не видят и способов решения многочисленных городских проблем. В поисках альтернативы «муниципальным невидимкам» общественное мнение начинает ожидать от губернатора долгожданного «волгоградского прорыва». И если признаки таких перемен к лучшему не обозначатся до конца 2015 года, то, похоже, расплачиваться за это — своим рейтингом и уровнем общественной поддержки — будет уже Андрей Бочаров».