Процесс оптимизации сферы дополнительного образования в Камышине, похоже, обретает все больше критиков. Год назад в городе был закрыт Детский дом творчества. А начало 2015 года связано с оптимизацией нескольких остальных учреждений дополнительного образования, которые хотят соединить в некую школу искусств. В новое учреждение должны войти: хореографическая и художественные школы, а также музыкальные школы.
Ранее infokam.su взял комментарий на данную тему у председателя городского комитета культуры Марины Тарановой. «При реорганизации учреждений культуры ни один ребенок не пострадает, все они продолжат обучение. У нас есть муниципальное задание на 2015 год, которым оговорено количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования Камышина. Ни на десятую долю процента это задание никто не урезал. Да и цели, которые преследует оптимизация, совсем другие. Мы хотим сэкономить на управленческом аппарате, но ни в коем случае не на детях. Все отделения школы искусств останутся в прежних зданиях», — сказала Марина Таранова.
А родители обратились к руководителям города и СМИ с открытым письмом, которое мы приводим ниже...
«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО родителей учащихся Детской художественной школы городского округа — город Камышин Волгоградской области.
Мы обращаемся в различные государственные и муниципальные органы, СМИ, общественные организации с целью привлечь внимание к действиям комитета по культуре г. Камышина. Не так давно в местных СМИ появилась информация о том, что планируется реорганизация Художественной школы города Камышина, двух музыкальных школ и хореографической школы с целью их дальнейшего преобразования в Школу искусств.
Данное решение было принято единолично комитетом по культуре города, не выносилось на обсуждение, а коллективы вышеперечисленных школ ставились перед фактом, родители так и вовсе узнавали все из газет. Такое решение комитет оправдывает необходимостью экономии местного бюджета. Комитет по культуре уверяет нас, родителей, что учебный процесс не пострадает, все останется как прежде, в неизменном виде, изменения произойдут в составах администраций школ, т.е. сокращения.
Мы сомневаемся в подобном утверждении. Так как не верим в устные обещания представителей администрации города.
Эти сомнения продиктованы следующим.
Ранее, 28.04.2015 г., состоялась встреча директора Детской художественной школы Леонтьева Е. К., представителей родителей учащихся этой школы с Главой города Камышина Пономаревым В. А. и представителями администрации города Тарановой М. Я., Бариновой В. Ф. На этой встрече поднимался вопрос целесообразности реорганизации Детской художественной школы. Директор школы аргументированно доказывал эффективность вверенного ему учебного заведения, экономическую состоятельность и целесообразность, приводил цифры. Однако Баринова В. Ф. и Таранова М. Я. всячески пытались доказать правильность выбранной ими политики, как они считают, по сохранению дополнительных учебных заведений города. Ими отметались альтернативные взгляды на выход из финансового дефицита.
По итогам встречи главой города Пономаревым В. А. было высказано предложение о сокращении, фактически экономии школой 400 000 рублей в год. Только при таких условиях могла идти речь об отдельном сохранении Детской художественной школы. На что директор Леонтьев Е. К. принял предложение и высказал уверенность в том, что школа самостоятельно сможет сэкономить требуемую сумму. Глава города попросил в ближайшее время предоставить ему письменное обоснование. По итогам встречи мы, родители, пришли к убеждению, что альтернативный выход найден.
Спустя два дня после встречи родители узнали о том, что 30.04.2015 дирекция Детской художественной школы предоставила в Администрацию города Пономареву В. А., Тарановой М. Я. требуемое экономическое обоснование экономии школой на 400 000 руб. И в тот же день из Комитета по культуре было направлено в адрес дирекции школы уведомление об увольнении директора и начальника хозяйственной части в связи с реорганизацией с 1.07.2015г.
Из этого мы делаем вывод, что нас, родителей, по нашему мнению, обманули, «поиграли» с нами в демократию. Если изначально вся реорганизация задумывалась как экономия бюджетных средств, с целью сохранения образовательных учреждений, при этом администрация Детской художественной школы пошла на любые предложения о сокращении расходов, предоставила все необходимые документы, то почему последовал такой ответ в виде уведомления о реорганизации? Почему чиновники не удосужились даже показать какую-то элементарную культуру взаимоотношений с коллективом школы и родителями?
В этом мы усматриваем авторитарность и неуступчивость представителей администрации города, невероятное равнодушие и «глухоту» к предлагаемым вариантам решения проблемы.
На встрече в Администрации Тарановой М. Я. и Бариновой В. Ф. был озвучен якобы положительный опыт реорганизации в других субъектах РФ. Но не надо забывать, а может, стоит вспомнить свой опыт сохранения образовательных учреждений города Камышина в 90-е, которые во всех смыслах были и «лихие», и тяжелые. Даже тогда наши городские чиновники от образования и культуры умудрились сохранить прекрасное советское наследие, а в нынешних условиях современная элита даже не пытается рассмотреть альтернативные выходы из бюджетного кризиса. Нас удивляет и возмущает, что решение о реорганизации принято безапелляционно. Мы нигде не видели хотя бы какого-то намека на обсуждение.
На сегодняшний день становится повсеместной тема финансовой целесообразности и эффективности, которая затмевает саму тему культуры и образования, воспитания подрастающего поколения, сохранения традиций учебных заведений, созданных десятилетия назад и бережно сохраненных в самые сложные и тяжелые годы для нашей страны и города. Тема оптимизации воспринимается чиновниками на местах настолько буквально, что даже президент страны – Путин В. В. 07.05. 2015 г. на совещании по выполнению майских указов заявил: «…нельзя прикрывать только тем, что мы делаем нужные вещи, надо делать их еще с умом. Недопустимо, когда снижается доступность важнейших социальных услуг. Когда под видом оптимизации механически сокращаются… учреждения культуры, организации дополнительного образования детей. Необходимо осуществить жесткий контроль за ходом оптимизации бюджетных учреждений…Коллеги идут по пути наименьшего сопротивления…»
Наверняка представители администрации города на это скажут, что дети не пострадают. Позвольте нам усомниться в данном утверждении.
Во-первых, почему не было предпринято мер по сохранению школ в том состоянии, в каком они сегодня существуют. Школам не было предложено поработать над бюджетами. Возможно, администрации школ пересмотрели бы свою политику обучения, фонды оплат, организацию дополнительных платных услуг и т.п. Ведь сохранение самобытного коллектива работников школ, дружного, сплоченного годами, трепетно хранящего традиции коллектива — это и есть залог успеха учебы в стенах таких заведений. Дети туда идут не по принуждению, а с радостью постигая азы творчества.
Стоит заметить, что профессиональный уровень преподавателей очень высок. Педагогический коллектив ДХШ — 15 человек, включая директора и завуча. Выпускники школы, получив дальнейшее образование, приходят работать в «художку»: из 13 преподавателей 9 — бывшие выпускники. Двое из них — С. И. Лебедев и В. В. Котов – являются членами Союза художников России, еще двое – Е. И. Силантьева и Е. А. Неизвестная — членами Творческого союза художников России.
Все преподаватели имеют профильное профессиональное образование, в том числе 9 человек — высшее. Шесть преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, пять — первую. За достижения в педагогической деятельности четверо из них награждены общероссийскими наградами.
Во-вторых, нет никакой уверенности, что через год-два администрация города, в частности комитет по культуре, не проникнется идеей оптимизации уже новообразованной Школы искусств с целью «добывания» одномоментно в городской бюджет денежных средств путем продажи «лишних», неэффективно используемых зданий. Это схема, как мы знаем, «работает» повсеместно в стране.
У нас нет уверенности в том, что при таком отношении не появятся новые критерии отбора детей. Если, к примеру, сейчас Художественную школу посещает более 500 человек (по численности подобных образовательных учреждений, наша школа одна из крупных в стране), то спустя пару лет ее могут привести к среднестатистическим стандартам, а это примерно человек 200 обучающихся. Тогда встает справедливый вопрос: «Все-таки, пострадают наши дети от такой новореорганизации, оптимизации?»
Нам совсем не понятна логика администрации в «перестройке» существующей, отлаженной работе Художественной школы. В нашей стране, увы, перестройка приводит не к появлению нового эффективно работающего механизма, а к губительным и непоправимым последствиям. А ведь мы не просим финансово помочь, школа сама эффективно экономически справляется, мы всего лишь просим не ломать то, что годами выстраивалось, совершенствовалось, приносило плоды в лице замечательных талантливых выпускников, которые с теплотой и признательностью вспоминают годы учебы в школе.
Обращаемся ко всем неравнодушным и способным помочь в разрешении сложившейся проблемы и сохранении Детской художественной школы города Камышина в том виде, в каком она существует вот уже 42 года».