Просьба редакции infokam.su написать материал к 15-й годовщине ухода протоиерея Иоанна Матвиенко в мир иной ввергла меня в полнейшее замешательство. Во-первых, большую часть своей жизни я был ярым атеистом. Во-вторых, как прихожанин Никольского прихода ничем особым не отметился. В-третьих, в дни обсуждения предложения о присвоении отцу Иоанну звания Почетного гражданина (посмертно) публично осудил это намерение. Чем и вызвал жесткую критику со стороны паствы.

Отец Иоанн Матвиенко у Никольской церкви и его последний приют на территории храма
Отец Иоанн Матвиенко у Никольской церкви и его последний приют на территории храма

Контрдоводы редакции были столь же весомыми: «Батюшка вас крестил и до конца своих дней опекал, помогал словом и делом вашим близким. Именно он благословил вас, как директора полиграфпредприятия, на издание христианской литературы. С его помощью вы отремонтировали и передали в дар верующим деревни Барановка помещение под часовню, в которой впоследствии даже стали проходить службы».

Короче, убедили. Сошлись на том, что я расскажу посетителям сайта о некоторых памятных моментах нашего с отцом Иоанна общения.

Итак. Лето 1988-го года. Православные СССР отмечают тысячелетие крещения Руси. По заданию редакции газеты «Ленинское знамя» иду на встречу с отцом Иоанном. Оба чувствуем себя скованно и неуверенно. Я не знаю, что спросить. Он не знает, что мне и редакции надо. Выручает случай. Кто-то из служителей храма жалуется батюшке на хозяина соседнего с церковью дома, который в очередной раз нарушил договоренность о «мирном сосуществовании». Батюшка "взвивается" на забор и строго отчитывает "богохульника". Поняв суть проблемы, я принимаю сторону церкви, чем и располагаю к себе настоятеля.

Наше часовое общение с ним заканчивается вручением мне подарочного издания «Православного календаря» с обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. И напутствием: «В любое время с любой нуждой приходить в церковь». По возвращении в редакцию сразу сажусь за материал. Редактор Лесина по прочтении тут же визирует его и отправляет в набор. На следующий день камышане удивляются необычной для тех дней тематике партийной газеты. Удивлен и настоятель Иоанн Матвиенко. Удивлен тем, что ничего не перепутано и не искажено. Договариваемся о дальнейшем сотрудничестве.

Впоследствии батюшка становится желанным гостем редакционного коллектива. Журналисты-"зубры" Василий Мамонтов и Виктор Федорков всякий раз дотошно пытают его «на предмет места церкви в жизни города». Женская часть редакции, среди которых выделяются активностью Ирина Маслова и Светлана Тыщенко, охотно советуются с настоятелемпо поводу своих житейских бед и забот. Поскольку отец Иоанн всегда приходит не с пустыми руками, то со временем в наших кабинетах появляются не только календари, но и литографии икон.

Последнее обстоятельство подчеркиваю особо. Дело в том, что встречи с батюшкой в самой церкви впоследствии всегда (подчеркиваю это особо) заканчивались тем, что я уходил от него с какой-либо христианской книгой или журналом. Практически все они до сих пор хранятся на моих полках. И когда мы с редактором Инфокама обсуждали, чем проиллюстрировать этот материал, то сошлись на иллюстрациях из этих изданий. Мне они помогали. Надеюсь, помогут и вам.

Не могу в этой связи не рассказать об одном памятном случае обретения в деревне Барановке иконы святителя Николая. Когда мы с деревенским пареньком Женей (фамилию, к сожалению, забыл) начали ремонт будущей часовни, то одна пожилая учительница принесла нам иконку, обнаруженную под застрехой своего дома. Была она одной из самых дешевых и положили ее туда еще во время строительства, как оберег от пожара. Время и ненастье не пощадило образ. Изображение еле просматривалось. Однако наш батюшка велел сохранить иконку, выставив ее на свет. Что интересно, так это то, что со временем краски проявились. И с иконы на нас воззрел Николай-угодник!

Вспоминается и такой случай. Женя, о котором я упомянул выше, по окончании одного из камышинских училищ решил поступать в семинарию. За напутствием пришел к отцу Иоанну. Батюшка внимательно выслушал его, расспросил о семье и родственниках и вынес такой вердикт: «Продолжай учебу в институте». Впоследствии мы время от времени созванивались с Евгением. Он не только успешно закончил вуз, но и стал в нем одним из преподавателей. Обзавелся семьей и детьми, которые, уверен, как и он, станут верующими людьми.

В заключение не могу не поведать еще об одной, памятной для меня, встрече с отцом Иоанном. К сожалению, мне не довелось быть на его похоронах. И к месту упокоения настоятеля я пришел спустя время. День был солнечным... На небе ни облачка... На могиле еще оставались остатки оплавленных свечей. Потупившись, я сотворил молитву и, перекрестившись, поднял глаза на фотографию. И меня словно пронзило молнией! Хотите верьте-хотите нет. Но батюшка улыбнулся мне!

На этом ставлю точку. Добавлю лишь, что фотографий отца Иоанна у меня нет и никогда не было (фотографию для главной страницы предоставила редакция). А я этот материал иллюстрирую копиями икон, размещенных на календарях, которые он мне дарил. И которые я храню в память о нем до сих пор. Думаю, что наш батюшка одобрит этот выбор.