Вчера, 4 ноября, от Дворца культуры «Текстильщик» стартовала колонна автомашин, которая совершила пробег по нескольким центральным улицам Камышина.
Пробег, по идее, должен был олицетворять единение разных "статусов" Камышина во имя процветания города, страны. Однако смысловую подоплеку нового государственного праздника организаторам акции (городской комитет по делам молодежи) прочитать и выдержать удалось, на мой взгляд, весьма поверхностно.
Вообще-то корни 4 ноября — Дня народного единства — восходят, как известно, к событиям четырехвековой давности, когда народное ополчение Минина и Пожарского под стенами Москвы продемонстрировало единение богатых и бедных для отражения нашествия интервентов. Ключом к пониманию исторического единения было именно пренебрежение сословиями.
Какое единение на дорогих машинах вчера иллюстрировали три партии, чиновники из городской администрации и сотрудники несколько бюджетных учреждений — понять оказалось сложно. Почему-то никакой активности местных общественных организаций в акции не наблюдалось.
То единение, что состоялось, выглядело несколько странным еще и в силу его праздности. Не кататься же по городу объединялись? Вот наши далекие предки об]единились, чтобы отразить нападение врага, сделать конкретное дело. Потомкам во вчерашней автоколонне можно было бы в итоге хотя бы деревья, что ли, посадить, все какая-то прибавка Камышину.
Кстати, народ на улицах никак не идентифицировал сигналившую колонну с политическим действом. Опознавательных аншлагов на автомобилях не наблюдалось, громкоговорителями пронесшиеся по Камышину «объединившиеся» не воспользовались. Для непосвященных горожан непонятный кортеж ничего не олицетворял.
Да и у ДК «Текстильщик», где перед автопробегом заместитель сити-менеджера Камышина Валерий Колесников и депутат Камышинской городской думы Иван Иванов пытались в речах объяснить смысл 4 ноября, - людей собралось мало. Впрочем, сами объяснения прозвучали весьма туманно. Например, Валерий Колесников, выступление которого сегодня цитирует официальный сайт администрации Камышина, заявил: «День народного единства — это большой праздник, который напоминает нам, что в трудные и самые судьбоносные моменты в истории России единение населяющих ее народов помогало защитить свободу и независимость Отечества».
Ну, что 4 ноября надо связывать с "населяющими Россию народами" - национальной составляющей, — это весьма спорно. "Армия" Минина и Пожарского исторически "отметилась", в первую очередь, размыванием сословий: посадские люди собирали собственные средства для того, чтобы одеть, накормить и вооружить ополчение. По поводу национальностей — костяк ополчения составляли русские. Посадские люди, мелкие и средние дворяне, крестьяне — вот кто создал в Ярославле в 1612 году временный “Совет всей Земли” — правительственный орган, в котором главную роль играли представители мелкого служивого дворянства. Все они были коренной национальности.
Так что даже представители власти Камышина, похоже, не очень разобрались, кто с кем должен был демонстрировать единение, чтобы это символическое "слияние" можно было соотнести с исторической датой.
Возможно, настало время камышинским организаторам мероприятий 4 ноября попробовать предложить камышанам прикоснуться к интересному, имеющему глубинный подтекст дню каким-то еще образом, кроме автопробега. В России, кстати, вчера по случаю Дня народного единства проводили такие нестандартные акции, как шествие патриотических и волонтерских движений, митинги, театрализованные реконструкции событий, показывающих формирование ополчения в Нижнем Новгороде, видеовыставки «Русь — моя история», форумы активных граждан «Сообщество» и другие.
А у нас, как информирует официальный сайт администрации Камышина, во время старта автопробега перед Дворцом культуры «Текстильщик» организаторы мероприятия умудрились совместить траурную минуту молчания по погибшим разбившегося самолета Шарм-эль-Шейх-Санкт-Петербург с... танцевальным флэшмобом. Что, конечно, вряд ли придало особой содержательности событию.