Россия — многонациональное государство. И в этом, как признаются лидеры национальных диаспор, сокрыта её сила. Недаром говорят: «Вместе мы — сила, а порознь погибнем». Однако на фоне последних событий в мире национальный вопрос в нашей стране обрел особую остроту. В последнее время практически массовым явлением стал вброс во всемирную сеть Интернет информации, цель которой: разрушить дружеские связи между народами России — те самые связи, которые сложились многими десятилетиями или столетиями.
Будто в огромной деструктивной рулетке в виде «разменной фишки» некие журналисты, за которыми отчетливо прослеживается след западных агентур, охватывают информационными «сенсациями» любые национальности в жутких репортажах о «разборках» и убийствах. Внимательный читатель без труда заметит: у подобных псевдо-репортажей — один сценарий: во-первых, надо показать «обиду» какого-либо национального меньшинство на федеральный центр (зачастую якобы исходящую еще из советского прошлого); во-вторых, надо создать истерию, чтобы максимально подействовать на сознание граждан.
Для реализации сценария без труда используются внутренние противоречия между разными людьми, которые существуют в российском обществе, как, собственно, и в любом другом. На первый план выходят спорные вопросы по занимаемой территории, религиозные различия, этнические особенности и тому подобное. В итоге, вброс в информационную среду факта некоего спора между конкретными личностями тут же переводится на глобальный уровень неразрешенных межнациональных отношений, что становится детонатором межэтнических конфликтов. Конечная цель сценария очевидна: дестабилизация обстановки в стране. Россияне уже стали свидетелями того, как жертвами подобной информационной войны становились народы российского Северного Кавказа, крымские татары и другие. В последнее время акцент, видимо, сделан на турок-месхетинцев...
Чтобы не утверждать голословно, сделаем небольшое отступление. Летом этого года парламентарии и сенаторы Федерального Собрания большинством голосов поддержали введение так называемого «патриотического стоп-листа». О чем идет речь? О констатации факта: на территории Российской Федерации действуют организации, которые наносят вред внутренней безопасности страны. Эти организации (как правило, НКО, получающие финансовую поддержку западных стран) должны быть включены (или будут включены) в «патриотический стоп-лист» с целью пресечения их деятельности и защите интересов России. Широкую известность в плане деструктивного влияния на внутренние дела России обрели международный Фонд Сороса, Британский совет, Фонд Кавказа, Черкесский культурный центр...
Теперь возвратимся к туркам-месхетинцам, потому что впервые в список «стоп-листа» попала Турецко-Американская Ассоциация обществ ахыска (турок-месхетинцев). При рассмотрении работы этой организации следует различать «внешнее» и «внутреннее» наполнение. Внешне ассоциация, судя по документам, осуществляет помощь туркам-месхетинцам в решении их миграционных, экономических и других проблем.
А теперь заглянем «за ширму» и посмотрим, что скрыто внутри. Но для этого вспомним историю турок-месхетинцев (тур. Ahiska Turkleri) — народа, который за многие столетия прошел через трагедии, но сохранил культуру, самобытность и веру в будущее.
Исторически турки-месхетинцы проживали на юге современной Грузии. После окончания Русско-турецкой войны в 1829 году турки-месхетинцы продолжали проживать на своих исконных территориях. Однако в 1944 году начались чудовищные сталинские переселения (депортации), которые коренным образом изменили жизнь многих народов СССР, затронули судьбы миллионов советских граждан. Турки-месхетинцы были депортированы в республики Средней Азии.
Масштабы этой трагедии потрясают, и описать её не хватит нашего материала. Отметим лишь, что после ферганской резни, произошедшей в 1989 году, многие из турок-месхетинцев бежали из стран Средней Азии в российские города. В Грузию, на историческую родину, они попасть не смогли по разным причинам.
Этот факт и используется в той деструктивной игре, которую западные наймитами затеяли для ослабления национального единства России. При поддержке правительств РФ и США в начале двухтысячных годов около десяти тысяч турок переехали из России в США. Около пяти тысяч человек стали жителями Портленда, Филадельфии и других городов США. В последствии программа была приостановлена. Однако в 2010 году в США был создан Турецко-американский общественный центр «Ахыска», а на его базе – комитет по защите прав турок-месхетинцев. Эти организации возглавили Ислам Шахбандаров (в прошлом фермер из Ростовской области) и Айдын Мамедов (в прошлом водитель из Краснодара). В 2015 году Айдын Мамедов был избран президентом Турецко-американской ассоциации обществ ахыска. Эта организация была включена в «патриотический стоп-лист» России, то есть объявлена неправительственной организацией, вмешивающейся во внутренние дела РФ.
Что же представляет собой деятельность Турецко-американской ассоциации обществ ахыска на территории России? Здесь мы вновь переходим к теме «внутреннего» и «внешнего». Внешне — все прилично: в 2014 году ассоциация проводит фотовыставку, которая охватывает южные регионы России, в которых массово проживают турки-месхетинцы. Организаторы озвучили и свой замысел: «поговорить с турками-месхетинцами, оставшимися в России, о том, как избежать повторения ферганской трагедии, запечатленной на фотографиях». Осветить фотовыставку в прессе пригласили журналистов «Совершенно секретно», который в том же году выпустили в свет документальный фильм «История одной выставки. Неоконченная депортация».
У патриотично настроенных россиян даже название фильма вызвало, как минимум, недоумение, а при просмотре фильма — гнев. Название несет в себе явно провокационный подтекст, а в фильме по какой-то неведомой причине культурное событие освещено лишь с позиции обвинения региональных властей и русского народа в притеснениях турок-месхетинцев.
При этом многие турки-месхетинцы высказали протест подобной трактовке трагических событий, основанной на фотографиях. В частности, оппонентом американской ассоциации выступила международная общественная организация месхетинских турок «Ватан».
— По моим наблюдениям, у руководителей ассоциации, якобы представляющих интересы турок-месхетинцев, одна основная цель: российские турки-месхетинцы, где бы они не находились, должны быть недовольны Россией и русскими. Нормальное сосуществование русских и турок не принимается ими в расчёт. Очень жаль, что российская «Ватан» не обладает теми информационными и финансовыми возможностями, что американская ассоциация, — прокомментировал отношение «Ватана» к фильму председатель общественной организации «Ватан» Сальского района Ростовской области Исраил Асланов.
Таким образом за «внешним», таким законным и культурным событием, как фотовыставка, был скрыт «внутренний» подтекст: выставить на первый план исключительно негатив и подкрепить его сомнительными фактами закадровых рассуждений. Согласитесь, подобная трактовка вызывает подозрения. Отметим, например, что в фильме акцентируется внимание на том, что в России турки-месхетинцы не рассчитывают на правосудие. «Камал готовится к рассмотрению своего дела в Верховном суде, но надеется больше на Европейский суд по правам человека», — рассказывает за кадром журналист, описывая проблему строительства мечети в Зимовниковском районе Ростовской области.
И подобных пассажей в фильме немало. К примеру, рядовая проблема с выдачей российских паспортов, с которой ежедневно сталкиваются и бывшие граждане Украины из Донецка и Луганска, подаётся в материале «Совершенно секретно» как нечто дискриминационное и адресованное исключительно туркам-месхетинцам со стороны российских властей. Главный тезис фильма — вовсе не исторический. А некое постоянное утверждение о якобы имеющейся дискриминация турок-месхетинцев как мусульман в России. Заметьте, вновь вбрасывается религиозная составляющая о якобы противостоянии религиозных конфессий.
Невольно возникает вопрос к создателям фильма: неужели все турки-месхетинцы сталкиваются с таким отношением в России? Председатель Национально-культурной автономии Курского района Ставропольского Края «Ватан» Курбан Алиев так не считает: «Если кто-то ставит задачу утверждать, что в РФ есть дискриминация турок-месхетинцев, то Американская ассоциация обществ ахыска и журналисты «Совершенно секретно» просто выполняют чей-то заказ».
— В этом фильме ни слова не сказали о нормальном сосуществовании и взаимной поддержке турецкого и русского народа в местах компактного проживания турок-месхетинцев, — разводит руками Курбан Алиев.
Может, мы излишне придирчивы? Нет, что подтверждает информационный ресурс Американской ассоциации обществ ахыска: на своем сайте даже в новостном материале о стихийном бедствии в некоторых американских штатах, попутно сообщается: «В данный момент пока не известно, есть ли пострадавшие турки-месхетинцы граждане «Ахыска». Стоит отметить, что в результате массовых кровавых погромов турок-месхетинцев в 1989–90 годах, а также нарушений прав турок «Ахыска» в России общество турков-месхетинцев было вынуждено переселиться в США».
Задача проясняется: при любой возможности следует постоянно напоминать — права турок-месхетинцев в России систематически нарушаются, имеет место дискриминация... Словом, публиковать материалы, которые будут сеять межнациональную рознь между турками и русскими. При ближайшем рассмотрении становится очевидно: это норма для данного новостного ресурса. Вот пример одного из заголовков: «В Ростове разъяренной толпой русских зверски убит молодой парень Ахыска». На что поставлен акцент, думается, понятно без особых пояснений.
Трудно не согласиться с решением Федерального Собрания о внесении Американской ассоциации обществ ахыска в «патриотический стоп-лист», ведь информации, на основе которой оно было принято, более чем достаточно. Деятельность проамериканской ассоциации, как выясняется, направлена вовсе не на поддержку турков-месцетинцев и явно на разрушение межнационального мира и стабильности в России и её отдельных регионах.