В 2016 году в Волгограде открылась выставка «Литературные памятники Волгоградской области за 100 лет в архивных документах: Году литературы в России посвящается». Открытая в помещении Государственного архива Волгоградской области, выставка акцентировала внимание на литературных памятниках региона.

Orlov
Николай Орлов

Среди экспонатов можно было увидеть стихи Н. А. Орлова, 1929-1931 годов, рецензентом которых был Максим Горький... Да-да,юный поэт направил свои творчения Горькому. И получил ответ!

Он писал о Гейне в сталинских застенках

Николай Александрович Орлов поэт родился в 1903 году, а образование получил на факультете русского языка и литературы в Учительском институте. Страшный, 1941 год, он встретил, проживая в Костроме. Как и все литераторы того времени, в годы войны он участвовал  в творческих вечерах, работал в концертных бригадах и выступал с чтением своих стихов. В 1941 году ему было 38 лет.

Вот афиша одного из вечеров-концертов:

Костромская детская музыкальная школа
Суббота, 12 декабря 1942 г.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ПОЭТА НИКОЛАЯ ОРЛОВА
Вступительное слово о творчестве поэта скажет ленинградский писатель Н. Саламанов.
В концерте принимают участие артисты Городского театра им. А.Н. Островского П.В. Брянский и А.М. Талисман, солист джаз-оркестра текстильного института Д. Парфенов, Т.П. Преображенская, М.А. Горохова и другие.
У рояля композитор П.А. Преображенский.
Начало концерта в 6 часов вечера.

Николай Александрович Орлов творил много и, что называется, «на злобу дня». Костромичи читали его стихотворения «Мы отомстим» (1941 год), «Мы гоним фашистов» (1942 год)... А также родные всей стране — «Сталинград-богатырь» (1942 год) и «Сталинградская победа» (1943 год). Он начал писать поэму «Севастополь», опубликовал несколько глав, в одной из которых были строки: «Оплатят фашисты суровый нам счёт,/ Могильной земли наглотаются вдоволь./ Добьём их и спросим: «А ну, кто ещё/ Желает задеть Севастополь?».

22 мая 1944 года Николай Орлов был арестован. Во время обыска у него были конфискованы книги и тетради стихотворений. Теперь уже заключенный внутренней тюрьмы НКВД города Ярославля Н. А. Орлов получил семь лет исправительно-трудовых лагерей.

Орлова этапировали из колонии в колонию, пока в «столыпинских» вагонах вместе с другими заключенными не доставили в Рыбинск. Дальше его ждал Мослеслаг (лагерь в Ярославской области). Он обращался  с просьбой об освобождении к Берии, а затем написал аналогичное письмо Сталину. Подобное не прощалось: заключенного вызвали к начальнику лагеря, после чего отправили по этапу в Воркутлаг (лагерь в Воркуте). В лагере к 1945 году было около 40 тысяч заключённых, которые были заняты на добыче угля и шахтном строительстве. Это был один из самых гибельных советских концлагерей, расположенных за Полярным кругом.

1945 год. Орлов трудился в лагере в шахте — добывал уголь. Он видел, как массово умирают заключенные, — от болезней, недоедания и непосильной работы. Позже он опишет, как совершенно бесчеловечно обращались в лагерях с женщинами-заключенными.

Спустя годы, уже после победы в Великой Отечественной войне, в лагерной жизни произошло небольшое послабления. Орлову разрешили трудиться пастухом, он был ночным сторожем и даже выступал на сцене в качестве актера в культурно-воспитательной части (КВЧ).

Камышинский период

Начиная с 1951 года, Николай Орлов жил в Камышине. После смерти Сталина Николай Александрович был полностью реа­билитирован.

Как рассказал ИНФОКАМу камышинский журналист (в прошлом — директор местной типографии) Владимир Галай-старший, в 1992 году Камышинское полиграфобъединение и городская журналистская организация на спонсорских началах издали сборник «Ордер на обыск», в который вошли стихи лагерных лет, написанные Н. А. Орловым за колючей проволокой ГУЛАГа. А еще через два года МГП «Камышинская типография», ТОО «Камипринт» и «Вечерний Камышин» (директора В. Бурый и В. Галай-мл.) «разорились» на издание книжки «После встреч и разлук». В нее вошли лирические стихотворения, написанные Николаем Орловым как в юности, так и в зрелые годы. В аннотации к этому сборнику я написал, что в нем «внимательный читатель найдет не только приметы времени, пережитого автором, но и обнаружит в стихах «ворох чувств», испытанных поэтом по отношению к героям своих произведений».

Всю жизнь после лагерных скитаний Николай Александрович Орлов воспевал силу человеческого духа —  силу сопротивления человека бесчеловечным обстоятельствам ГУЛАГа. Он писал:

«Но кто у поэта
Отнимет слова?
Нет силы такой нигде.
На это
Бессильны даже права
Всесильного НКВД…».

Вместо постскриптума. Давайте возвратимся к началу статьи — к фразе: «стихи Н. А. Орлова (1929-1931 годов), рецензентом которых был Максим Горький...». Дело в том, что в двадцатых годах молодой Орлов отправил подборку своих стихотворений А. М. Горькому в Сорренто. И Горький ответил...

«Стихи у вас — сырые, в них много небрежного... Но чувствуется дарование, и Вам следует отнестись к нему серьезно. На надо учиться. Учиться следует у хороших мастеров стиха, у стариков, таких, как Пушкин, Лермонтов и т.д. Стихи о полете на аэроплане очень удались Вам...», — писал Горький из Италии.

И Орлов внял совету. В Камышине он писал о людях, стройках, праздниках, трудовом быте... Он много выступал на сцене: в домах культуры, в двух парках, а также в библиотеках и учреждениях образования. В 1968 году он сочинил гимн города, который назвал «После смены». Горожанам он знаком как «Камышинский вальс». Это был, пожалуй, единственный на весь СССР гимн в музыкальном размере вальса (автор музыки Анатолий Вековешников). Он до сих пор радостно воспринимается жителями на всех общегородских праздниках.

Николай Орлов

Автор этих строк до сих не может понять, зачем в 2017 году депутаты местной гордумы утвердили новый гимн, созданный поэтом из Волжского. Ради чего? Чтоб волжанин стал автором 20 гимнов? Когда был  и навсегда останется свой — Николай Орлов...

Хорошо в майский день под Камышином

Посмотреть на приволжский простор,

Посмотреть на сады в цвете вишенном

И вбежать на зеленый бугор.

Припев:
Я люблю тебя, город мой, родной!
Я люблю тебя всей душой!
Город песенный, город юности,
Мой Камышин, дорогой.

Ветер клавиши листьев муть трогает,

Будоражит весною мечты.

Нам с тобою одною дорогой

Над Камышинкой нынче идти.

 

После смены, чуть-чуть утомленные,

Вновь придем мы с тобою сюда,

Где сидят над рекою влюбленные,

А над ними гудят провода.

 

К нам из парка доносятся песенки

Про камышинские вечера,

И спускается солнце по лесенке,

Чтобы завтра подняться с утра.

 

В окнах зданий огни зажигаются.

Всюду сумерки стали густей.

И купается в Волге-красавице

Ожерелье бессчетных огней.

 

И тебе, и мне город наш нравится.

С Волги нас уезжать не мани.

Наше сердце навек здесь останется,

Нас зовут комбината огни.