В девяностые годы XX века в разных уголках России можно было увидеть странных людей: они хорошо говорили по-русски, хотя выглядели совершеннейшими иностранцами; они раздавали визитки на английском языке, да и сами были подданными разных стран. Объединяло их одно — все они были иностранцами русского происхождения, которые волею судеб в 1920-е годы оказались в эмиграции. Новый век демократической России дал им возможность посетить историческую родину.
Интересный факт, оставшийся за кадром официальной газетной хроники: в 1995 году Камышин посетила Т. И. Печковская — дочь землеустроителя И. А. Пурвиня. Татьяна Ивановна родилась в 1913 году в Саратове, бывшем центре огромной Саратовской губернии, в состав которой входил и Камышинский уезд. Вскоре семья переехала в Камышин, куда был приглашен на работу отец-землеустроитель и где всей семье была выделена комната в доме городского главы на улице Набережной.
Это было время, когда великая империя оказалась в круговороте политических страстей. Приближался 1917 год...
В феврале 17-го - один переворот, в октябре - второй... Захват власти, аресты, расстрелы… Арестовать могли за одно клеймо: не пролетарий! Дворянка по происхождению, мать Татьяны Ивановны опасалась выходить на камышинские улицы. В доме проводились обыски. И хотя, заявляясь с очередным обыском, большевики не жалели для детей кусочка сахара (так вспоминала Т. И. Печковская), семья жила в постоянном страхе за судьбу матери. Возникли проблемы и с питанием. Однажды мать купила рыбу, но не знала, как же донести её домой в целости и сохранности. По воспоминаниям гостьи, большевик из патруля на улице заметил, что из-под материнского плаща торчит рыбий хвост. Однако сделал вид, что не увидел... В итоге, из большевистской России в 1919 году семья переехала в Латвию, а в 1953 году эмигрировала в Канаду.
Прошло 76 лет, прежде чем Т. И. Печковская вместе с сыном Эндрю («Андрей!» — по её словам) и его женой Барбарой смогли посетить дом детства в Камышине. Здесь Татьяна Ивановна легко узнала все двери, а также указала, где во дворе располагались так называемые «ледники» — ямы со льдом для хранения продуктов. Этот дом гостям из Канады помогли отыскать работники музея — Татьяна Четвертнова и Галина Пшеничная.
Им и оставила на память трогательное письмо гостья камышинской земли:
«Очень благодарю сердечных и отзывчивых служащих музея за оказанную мне помощь найти дом, где я жила до 1919 года, когда мои родители увезли меня пятилетнюю из Камышина. Я родилась в Саратове в 1913 году и не была в России 76 лет, это мой первый приезд. В моем волнении быть в доме моего раннего детства я забыла спросить имена двух отзывчивых девушек из музея, приведших меня к дому моего детства. Очень благодарю вас за внимание ко мне. Татьяна Печковская».
В 2023 года эти события выглядят как из другой эпохи тысячу лет назад. Тогда еще чтото обсуждали, большевики, меньшевики, царь, Ленин. Они уехали. Но вернулись и всплакнули. Сегодня уже СССР давно нет, старшее поколение не смогло для детей сохранить. Реалии другие. СВО. Никому эти пеерезды, ностальжи даром не нужны. Люди сейчас в новом веке так напряжены что еще хуже может быть.