Покорная жена и любящий муж — это чудесная гармония, священный союз, созданный и утвержденный Богом по подобию небесной гармонии любви и единства. А если просто жить вместе? — часто интересует молодежь. На это Русская Православная церковь дает ответ: если люди живут в сожительстве, но не хотят узаконить отношения, то такие отношения Церковь освятить не имеет права, здесь не может быть совершено церковное таинство. Отношения эти не брачные, не христианские. Это не брак, а сожительство.

Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви; только такую любовь и признает Церковь настоящей любовью, и только такая любовь является основанием для совершения церковного таинства брака. В этом случае ничто не помешает супругам узаконить свой брак. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти множитися и населять  землю…» (Быт. 1.28; 2.18)

Таинство венчания

Насколько таинство венчания понятно и доступно для восприятия современными людьми? Как оно совершается сегодня в большинстве храмов? Приходят молодые люди (или их родители), договариваются о времени венчания. Иногда их могут обязать перед венчанием «поисповедоваться и причаститься». В процессе совершения Таинства молодые люди (невоцерковленные, номинально-крещеные люди) перепугано скучают, когда батюшка совершает над ними очередное действие. Священник находится в активной роли, брачующиеся — в пассивной. Очень печально, что таинство венчания воспринимается, как совершение некоего воздействия на брачующихся, воздействие, смысл которого им неясен: Библии они не читали, и поэтому всякого рода упоминания про Исаака и Ревекку и т. п. им просто недоступны. Торжественно, красиво, но… непонятно.

Как относиться к своеобразной моде: молодоженам непременно венчаться, если они крещеные, пусть даже нецерковные люди? Такая языческая мода: крестить для того, чтоб здоровым был, а венчаться, чтобы лучше жили. Как расценить венчание без веры?

«Все, что не по вере, грех», — так в слове Божием сказано (Рим. 14. 23). Надо, чтобы в церковный брак люди вступали по вере. И конечно, по вере не в «магическую» силу произнесенных слов, а в то, что Бог — хранитель их семейного союза. Когда люди, сознавая свои немощи и даже свойственное им, быть может, непостоянство, предают свою совместную жизнь в руки Божий, сознавая, что они слабы, но Бог силен защитить и сохранить навечно целостность их союза, — вот тогда брак будет крепкий. При совершении иноческого пострига новоначальный отвечает на вопрос о готовности к монашескому подвигу: «Ей, Богу содействующу». Он этим выражает свое «да» — и вместе с тем сознание своей немощи. Только если Господь поможет, инок исполнит свой обет. Точно то же относится и к брачным обетам.

Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Во-первых, если в церковном таинстве, как у нас иногда случается, участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Во-вторых, никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае не становится. Если веры нет, если нет желания жертвовать собой и следовать Божиим заповедям, то никакая внешняя сила этот брак не сохранит. Воцерковленным совершенно чуждо это полумагическое учение о неизбежной действенности таинств в силу правильно совершенного обряда. Таинство обладает преображающей силой в результате встречи веры человека и воли всемогущего Бога. Когда такая встреча происходит, тогда и рождаются дивные плоды. А когда этого нет, когда лишь формальная, внешняя сторона обряда совершена, никаких нет гарантий, что этот брак действительно будет прочным. И мы видим, что множество таких браков сейчас распадается. От этого только разрушается вера в людях. Они говорят: «Вот это да! Они и повенчались, а все равно развелись!». Не те или иные правильные слова, произнесенные людьми, становятся залогом целостности супружеской жизни, а только вера и любовь друг ко другу, а также вера и любовь, с которой они вместе устремляются к Богу.

Выслушаем мнение

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) в одном выступлении свидетельствовал на основании опыта: непрочными оказываются союзы людей, которые венчаются или из моды, чтобы не отстать от других, или из желания устроить свадьбу «поромантичнее», либо по настоянию родителей. «Мы не язычники,  — сказал владыка, — чтобы считать таинство чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает сама по себе, без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то, как может венчание сделать такие отношения прочными?»

В Волгоградской области по распоряжению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа вступают в силу новые правила: перед венчанием молодые супруги должны будут в обязательном порядке пройти беседу со священником. Отныне, прежде чем венчать молодых людей, священник должен рассказать им об основах православия, о сути таинства, о том, какие обязательства оно накладывает на супругов.

— Согласно рекомендациям «Об организации катехизической деятельности Русской Православной церкви», составленным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, при современном кризисе семьи, конечно, подготовке и Таинству Венчания необходимо уделять особое внимание, — рассказал infokam.su старший священник Никольского кафедрального собора иерей Алексий Кузнецов. —  Брачующиеся должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за него. Время перед вступлением в брак должно эффективно использоваться для катехизической работы: объяснение будущим супругам христианского смысла семьи, как пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. При каждом храме уже давно существуют такие занятия.

В Никольском кафедральном соборе занятия для взрослых (Огласительные беседы) проводятся каждое воскресенье в 16.00, работает общедоступная библиотека, по благословению Митрополита Германа второй год при соборе действует консультационный центр «Школа Новых Отношений», главной задачей которого является создание среды доброжелательного общения, где каждый сможет преодолеть страх в отношениях с близкими, в семье, научиться открытому диалогу с другими. На встречи приглашаются все желающие. Очередная встреча в «Школе Новых Отношений» состоится: 30 октября в 15:30 «Во мне столько неисцеленного, столько сокрытого» и 31 октября в 12:00 «Ибо крепка как смерть любовь».