Логотип предприятия В. В. Соловьева, реализующего продукцию под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы»Когда-то одну из своих камышинских статей я начал фразой «въезжая в Волгоград,
увидел, ставший родным, рекламный баннер «Камышинские колбасы Соловьева». Стало быть, не так уж мал наш город и далеко не так провинциален...».

Пролетели годы, известное предприятие Владимира Соловьева в силу ряда причин прошло процедуру банкротства. Казалось бы, на прошлом поставлен крест. Но тут — радостное известие: родное камышинское мясоперерабатывающее производство вновь открывает цеха, набирает сотрудников, открывает сеть магазинов...

Но однажды я вновь увидел знакомую рекламную вывеску «Камышинские колбасы». Как? Теперь без Соловьева? И почему имя фирмы написано уже на синем фоне?

Я понимаю, имя могли «усечь», зарегистрировав новую фирму, но зачем же менять знакомые за десятилетия цвета? Да и в магазинчике — иначе небольшую торговую точку, размещенную в каркасно-металлическом павильоне не назовешь! — продавец первоначально согласно закивала головой: «Камышинские, камышинские...»

—Я понимаю, что «камышинские», но вы «соловьевские»? — уточнил я.

— Камышинские, — повторила продавщица.

Лишь после третьего настойчивого вопроса выяснилось, что «не соловьевские». «Но мы такие же вкусные, такие же!..» — затараторила продавщица.

— Да не можете вы быть такими же... Что ж вы тем же названием «играете»? — задал я вопрос, но ответа так и не получил.

Да и что, честно говоря, терзать, наемного работника — не её это уровень. А вопрос, между тем, серьезный. Согласно букве закона, можно признать: название другое — вопросов нет. Но согласно элементарной человеческой логике и коммерческой этике становится, на мой взгляд, очевидно: жителей региона — прежде всего, камышан! — вводят в заблуждение, «играя» на похожести названия торговой марки.

Торговая марка как игра

Брендом принято называть торговую марку, которая (помимо основных атрибутов: имя, графический образ, упаковка и т.д.) имеет четкую и понятную людям философию и стратегию, что в совокупности создает дополнительную ценность для покупателей. А в производстве продуктов главной составляющий бренда становится уровень качества. Именно репутация производителя, вера в качество продукта формирует у нас с вами желание приобретать понравившиеся продукты, в нашем случае — мясные продукты Соловьева вновь и вновь.

Эксперты считают: у честного и четкого бренда всегда будут постоянные покупатели. Собственно, это и произошло с «Камышинскими колбасами Соловьева» — предприятия, которое много сил и средств вложило в раскрутку и развитие производства. Именно сюда еще в «лихие девяностые» высаживался десант журналистов местного «Диалога» с проверкой качества колбасы по письмам читателей, именно сюда приезжали журналисты областного приложения «АиФ» с той же самой целью, когда Соловьев шагнул на региональный уровень... Открытость предприятия и его руководства принесли плоды: марку «Камышинские колбасы Соловьева» стали искать в сетевых магазинах и фирменных торговых точках.

В этих магазинах ИП Каратеева нет продукции, произведенной на предприятии В. В. СоловьеваК чему эти игры?

Наступила осень 2015 года. Постепенно камышане разобрались, что новые магазины В. В. Соловьева работают под маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы». В них — гарантировано качество, ассортимент и цены. Но тут в январе 2016 года и синие вывески конкурентов «вдруг» покраснели!

Чтобы выяснить, что стоит за этим, я обратился к истории банкротства предприятия. И узнал, что 28 сентября 2015 года конкурсный управляющий выставил на торги: «Лот № 1 Исключительное право на товарный знак «Традиционное мясное производство «Стандарт Соловьева», Исключительное право на товарный знак «Камышинские Колбасы Соловьева». Начальная цена 78 000,00 руб.». В итоге в ноябре прошлого года между конкурсным управляющим ООО «Камышинские Колбасы Соловьева» и индивидуальным предпринимателем Шевченко был заключен договор об отчуждении исключительного права на товарный знак.

Однако давайте обратимся с Гражданскому кодексу РФ. В частности, к статье № 1488 «Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак», в части 2 которой прямо сказано: «Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя».

Из комментария к статье 1488 ГК РФ, согласно бюллетеня нормативных актов федеральных органов власти 2009 года, следует: «отчуждение исключительного права на товарный знак может рассматриваться как вводящее в заблуждение, когда оно также осуществляется в отношении:

—​ части товаров и услуг, являющихся однородными с товарами и услугами, в отношении которых правообладатель товарного знака сохраняет за собой право на товарный знака...

—​ товарного знака, сходного до степени смешения с товарным знаком в отношении однородных товаров и услуг.

Разве не очевидно, что передача исключительного права на комбинированный знак «Камышинские Колбасы Соловьева» может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров/услуг? На мой взгляд, более, чем очевидно.

«По моим сведениям, конкуренты до сих пор пытаются безуспешно зарегистрировать бренд «Камышинские колбасы Соловьева» в Федеральном агентстве интеллектуальной собственности, — прокомментировал события начала 2016 года создатель ТМ «Камышинские Колбасы Соловьева», учредитель ООО «Камышинские Колбасы Соловьева» Владимир Соловьев. — В августе прошлого года мы начали открывать сеть своих магазинов под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы», а тем временем наши конкуренты делают все возможное, чтобы в кратчайшие сроки «прикрыться» добрым именем предприятия «Камышинские Колбасы Соловьева». Что это, как не обман? Наш коллектив выпускает продукцию, которая прошла проверку временем. Её качество и ассортимент гарантирован 20-летней историей, ведь стандарт Соловьева наработан годами! Нарушение любого из этих условий — недопустимо и является, на мой взгляд, прямым обманом покупателей.

Что же дальше?

Как известно, судебные тяжбы на Руси — дело долгое и зачастую проигрышное не в силу двоякого трактования буквы закона, а в силу множества других «составляющих». Пока суд да дело, жителям Камышина и региона следует знать: истинное качество «колбас с именем» — колбас Соловьева можно найти в фирменных магазинах под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы». Больше, говоря народным языком, вариантов нет.

Уверен, что люди, первоначально запутавшиеся в магазинах, протопчут «народную тропу» именно в те из них, за которыми стоит проверка временем. Потому что погоней за прибылью в наши дни никого не удивишь, а вот задать и поддерживать уровень качества — это то, что за чужим брендом не скроешь. Натуральные ингредиенты и труд профессионалов современный покупатель, слава Богу, отличать научился, невзирая на никакие игры «со словами» — хоть в торговой марке, хоть при личном общении в магазине. 

P. S. В настоящее время предприятие В. В. Соловьева, которое реализует продукцию под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы», зарегистрировало логотип  «Легендарное качество от Соловьева» (см. главное фото). По этому логотипу вскоре любой житель области сможет узнать «ту именно» продукцию, которая прошла проверку временем.