Когда-то одну из своих камышинских статей я начал фразой «въезжая в Волгоград,
увидел, ставший родным, рекламный баннер «Камышинские колбасы Соловьева». Стало быть, не так уж мал наш город и далеко не так провинциален...».
Пролетели годы, известное предприятие Владимира Соловьева в силу ряда причин прошло процедуру банкротства. Казалось бы, на прошлом поставлен крест. Но тут — радостное известие: родное камышинское мясоперерабатывающее производство вновь открывает цеха, набирает сотрудников, открывает сеть магазинов...
Но однажды я вновь увидел знакомую рекламную вывеску «Камышинские колбасы». Как? Теперь без Соловьева? И почему имя фирмы написано уже на синем фоне?
Я понимаю, имя могли «усечь», зарегистрировав новую фирму, но зачем же менять знакомые за десятилетия цвета? Да и в магазинчике — иначе небольшую торговую точку, размещенную в каркасно-металлическом павильоне не назовешь! — продавец первоначально согласно закивала головой: «Камышинские, камышинские...»
—Я понимаю, что «камышинские», но вы «соловьевские»? — уточнил я.
— Камышинские, — повторила продавщица.
Лишь после третьего настойчивого вопроса выяснилось, что «не соловьевские». «Но мы такие же вкусные, такие же!..» — затараторила продавщица.
— Да не можете вы быть такими же... Что ж вы тем же названием «играете»? — задал я вопрос, но ответа так и не получил.
Да и что, честно говоря, терзать, наемного работника — не её это уровень. А вопрос, между тем, серьезный. Согласно букве закона, можно признать: название другое — вопросов нет. Но согласно элементарной человеческой логике и коммерческой этике становится, на мой взгляд, очевидно: жителей региона — прежде всего, камышан! — вводят в заблуждение, «играя» на похожести названия торговой марки.
Торговая марка как игра
Брендом принято называть торговую марку, которая (помимо основных атрибутов: имя, графический образ, упаковка и т.д.) имеет четкую и понятную людям философию и стратегию, что в совокупности создает дополнительную ценность для покупателей. А в производстве продуктов главной составляющий бренда становится уровень качества. Именно репутация производителя, вера в качество продукта формирует у нас с вами желание приобретать понравившиеся продукты, в нашем случае — мясные продукты Соловьева вновь и вновь.
Эксперты считают: у честного и четкого бренда всегда будут постоянные покупатели. Собственно, это и произошло с «Камышинскими колбасами Соловьева» — предприятия, которое много сил и средств вложило в раскрутку и развитие производства. Именно сюда еще в «лихие девяностые» высаживался десант журналистов местного «Диалога» с проверкой качества колбасы по письмам читателей, именно сюда приезжали журналисты областного приложения «АиФ» с той же самой целью, когда Соловьев шагнул на региональный уровень... Открытость предприятия и его руководства принесли плоды: марку «Камышинские колбасы Соловьева» стали искать в сетевых магазинах и фирменных торговых точках.
К чему эти игры?
Наступила осень 2015 года. Постепенно камышане разобрались, что новые магазины В. В. Соловьева работают под маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы». В них — гарантировано качество, ассортимент и цены. Но тут в январе 2016 года и синие вывески конкурентов «вдруг» покраснели!
Чтобы выяснить, что стоит за этим, я обратился к истории банкротства предприятия. И узнал, что 28 сентября 2015 года конкурсный управляющий выставил на торги: «Лот № 1 Исключительное право на товарный знак «Традиционное мясное производство «Стандарт Соловьева», Исключительное право на товарный знак «Камышинские Колбасы Соловьева». Начальная цена 78 000,00 руб.». В итоге в ноябре прошлого года между конкурсным управляющим ООО «Камышинские Колбасы Соловьева» и индивидуальным предпринимателем Шевченко был заключен договор об отчуждении исключительного права на товарный знак.
Однако давайте обратимся с Гражданскому кодексу РФ. В частности, к статье № 1488 «Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак», в части 2 которой прямо сказано: «Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя».
Из комментария к статье 1488 ГК РФ, согласно бюллетеня нормативных актов федеральных органов власти 2009 года, следует: «отчуждение исключительного права на товарный знак может рассматриваться как вводящее в заблуждение, когда оно также осуществляется в отношении:
— части товаров и услуг, являющихся однородными с товарами и услугами, в отношении которых правообладатель товарного знака сохраняет за собой право на товарный знака...
— товарного знака, сходного до степени смешения с товарным знаком в отношении однородных товаров и услуг.
Разве не очевидно, что передача исключительного права на комбинированный знак «Камышинские Колбасы Соловьева» может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров/услуг? На мой взгляд, более, чем очевидно.
«По моим сведениям, конкуренты до сих пор пытаются безуспешно зарегистрировать бренд «Камышинские колбасы Соловьева» в Федеральном агентстве интеллектуальной собственности, — прокомментировал события начала 2016 года создатель ТМ «Камышинские Колбасы Соловьева», учредитель ООО «Камышинские Колбасы Соловьева» Владимир Соловьев. — В августе прошлого года мы начали открывать сеть своих магазинов под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы», а тем временем наши конкуренты делают все возможное, чтобы в кратчайшие сроки «прикрыться» добрым именем предприятия «Камышинские Колбасы Соловьева». Что это, как не обман? Наш коллектив выпускает продукцию, которая прошла проверку временем. Её качество и ассортимент гарантирован 20-летней историей, ведь стандарт Соловьева наработан годами! Нарушение любого из этих условий — недопустимо и является, на мой взгляд, прямым обманом покупателей.
Что же дальше?
Как известно, судебные тяжбы на Руси — дело долгое и зачастую проигрышное не в силу двоякого трактования буквы закона, а в силу множества других «составляющих». Пока суд да дело, жителям Камышина и региона следует знать: истинное качество «колбас с именем» — колбас Соловьева можно найти в фирменных магазинах под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы». Больше, говоря народным языком, вариантов нет.
Уверен, что люди, первоначально запутавшиеся в магазинах, протопчут «народную тропу» именно в те из них, за которыми стоит проверка временем. Потому что погоней за прибылью в наши дни никого не удивишь, а вот задать и поддерживать уровень качества — это то, что за чужим брендом не скроешь. Натуральные ингредиенты и труд профессионалов современный покупатель, слава Богу, отличать научился, невзирая на никакие игры «со словами» — хоть в торговой марке, хоть при личном общении в магазине.
P. S. В настоящее время предприятие В. В. Соловьева, которое реализует продукцию под торговой маркой «Мясная Гастрономия — Камышинские Колбасы», зарегистрировало логотип «Легендарное качество от Соловьева» (см. главное фото). По этому логотипу вскоре любой житель области сможет узнать «ту именно» продукцию, которая прошла проверку временем.