Две недели назад infokam.su опубликовал заметки под заголовком «В Волгограде готовятся привести к власти новую команду мэрии — уже без Александра Чунакова». Речь в заметках шла об аналитических предпосылках смены руководства администрации Волгограда.

Сегодня тему развивают профессиональные политологи, члены клуба экспертов Нижнего Поволжья. Они высказывают свои оценки по поводу возможного ухода Чунакова, а также того, что предстоит сделать Волгограду, чтобы преодолеть тяжелое чунаковское наследие.

Для удобства читателей мы разделили статью на четыре главы, сегодня публикуем третью.

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области:

"После ухода Александра Чунакова Волгоград должен возглавить заместитель губернатора области"

 
Для интересующихся местной политической жизнью горожан большим секретом не является факт того, что стратегическое управление миллионным Волгоградом осуществляется не с улицы Володарского, дом 5 - где расположена мэрия, и даже не с улицы Советской, дом 9 - где «прописана» Волгоградская городская Дума, а с проспекта Ленина, дом 9 - места дислокации высшего руководства региона. Не стану рассуждать сейчас, плохо это или все-таки хорошо для Волгограда и так называемой местной политической элиты. Воспримем как данность. Но вот именно качество муниципальных чиновников при осуществлении оперативного управления подталкивает к вопросу - а настолько ли необходимо следовать букве закона о местном самоуправления в его нынешней редакции?

Быть может, стоит уже признать суровую действительность и после позорной отставки господина Чунакова хотя бы на оставшийся срок полномочий нынешнего состава Волгоградской городской Думы ввести в столице региона прямое губернаторское правление через назначение управляющего Волгоградом вице-губернатора? Для представительских функций - грамоты ветеранам и педагогам вручить, делегации из городов-побратимов развлечь, на Дне города спеть и сплясать - оставить главу Волгограда, коим сейчас является спикер городского собрания господин Косолапов.

Ну, или кто другой будет, если примут вдруг решение отправить беспартийного Косолапова от «Единой России» в Госдуму, или депутаты решат избрать себе нового предводителя и губернатор ничего против этого иметь не будет. Какая, собственно, разница, кто вручает грамоты и выступает на Дне города - к примеру, госпожа Карева в этой ипостаси смотрелась несравнимо привлекательнее.

А вот на должность главы администрации (сити-менеджера) имеет смысл назначить одного из вице-губернаторов из числа действующих или ввести в структуру еще одного. Дополнительных затрат из бюджета это не повлечет, поскольку муниципальный бюджет и так выделяет значительные суммы на содержание исполнительной власти. Особо подчеркну - управленца такого именно назначить решением главы региона, а не заморачиваться формальной процедурой конкурса и голосованием депутатов Волгоградской городской Думы. Мне могут возразить, мол, нет особой разницы, поскольку в итоге таковым человеком однозначно будет креатура губернатора.

Насчет креатуры полностью согласен. Меж тем, разница в процедурах и последствиях есть, и она существенная. Даже формально прошедший через рассмотрение и голосование в городском собрании неминуемо столкнется с тем, что потянутся к нему в кабинет депутаты-ходоки с просьбами или даже попытками распорядиться о преференциях для своего или дружественного бизнеса. По старой привычке, если надо - оформляя это все как депутатский запрос или обращение инициативной группы социально активных горожан. И ведь вынужден будет новый глава исполнительной власти города принять, выслушать, поручить соответствующим подразделениям мэрии рассмотреть вопрос и вынести по нему заключение. То есть, лишняя трата времени и чиновничьих ресурсов.

А вот к вице-губернатору уже в таком количестве и столь бесцеремонно не пойдут. Будут, понятное дело, отдельные vip-ходоки: глава города, его замы, руководители ключевых комитетов и просто думские авторитеты, но не все же 48 мандатоносителей со своими помощниками и сватами/кумовьями!

Есть и другой, куда более важный аспект. Отчитываться такой руководитель исполнительной власти города должен будет непосредственно перед губернатором. Потому будет знать, что в случае чего за его увольнением дело не станет -- не потребуется для кадрового решения ни дожидаться срока окончания контракта, ни мотивировать депутатов на его досрочное расторжение, ни искать обоснование для снятия с должности за нецелевое использование бюджетных средств.

Как это принято во многих сейчас организациях различной формы собственности, вместе с заявлением о принятии на работу одновременно подают и заявление об увольнении по собственному желанию с открытой датой. Потому, как говорят информированные источники, и узнавали некоторые уволенные вице-губернаторы о своей отставке из СМИ. Зато такая практика держит в тонусе и стимулирует. Отчет же главы администрации города перед депутатами и даже перед жителями - чистая формальность без последствий. Достаточно вспомнить недавний годовой отчет Александра Чунакова, над отдельными победными реляциями которого в голос смеялись даже согнанные для изображения активной городской общественности сотрудники муниципальных учреждений.

Перед губернатором в такой сказочно-фантастической форме не получится отчитаться о выполнении поставленных задач. Глава региона человек конкретный, прямой и на предложение оценить качество дорог и в целом прорыв в развитии города с борта вертолета ответит соразмерно - лететь будет чиновник и радоваться, что хотя бы просто уволили без «золотого парашюта», а не определили на временное пребывание в ставшую знаменитой после того, как чалился в ней Евгений Ищенко, «мэрскую» спецкамеру Волгоградского СИЗО. 

Продолжение следует.