Две недели назад infokam.su опубликовал заметки под заголовком «В Волгограде готовятся привести к власти новую команду мэрии — уже без Александра Чунакова». Речь в заметках шла об аналитических предпосылках смены руководства администрации Волгограда.
Сегодня тему развивают профессиональные политологи, члены клуба экспертов Нижнего Поволжья. Они высказывают свои оценки по поводу возможного ухода Чунакова, а также того, что предстоит сделать Волгограду, чтобы преодолеть тяжелое чунаковское наследие.
Для удобства читателей мы разделили статью на четыре главы, сегодня публикуем четвертую.
Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде»:
«На смену Александру Чунакову должен прийти «коллективный мэр»
О том, что Александр Чунаков «не тянет» на посту главы администрации областного центра, стало ясно давно. Он классический второй пилот, волею судьбы оказавшийся у штурвала, и уже преодолел возрастной рубеж, когда можно корректировать менталитет. Сам он не захотел, или его не захотели, - это уже теперь не слишком важно. За два с половиной года мучительных рефлексий Александр Чунаков так и не решился обнаружить у себя лидерские качества, чтобы раскрыть их на своем новом карьерном уровне.
Если внимательно посмотреть на проблемную карту областного центра, то можно легко установить первопричину многочисленных провалов и упущений городской власти – статусное несоответствие. Чунаков, равно как и сонм городских чиновников и депутатов, занимают чужие места, но не хотят в этом признаться даже себе.
Как любой уважающий себя человек Чунаков должен был уйти в отставку еще в сентябре 2015 года, после того, как в несуществующем городском фонтане «Планета» погиб волгоградский подросток Володя Антонов. Шокирующие обстоятельства гибели школьника обнажили дно, на котором находится сегодня уровень городской администрации, и очень похоже, что сейчас мы наблюдаем финал отложенного кадрового решения.
Недавние слова губернатора Андрея Бочарова о необходимости введения "ручного управления" областным центром просто фиксируют актуальный статус-кво Чунакова. Остановить или хотя бы замедлить инерционный ход надвигающегося коллапса городского хозяйства нынешнему сити-менеджеру явно не под силу, поэтому главный вопрос политической повестки мегаполиса – кого готовят ему на смену? Пять последних лет в Волгограде не прекращается дискуссия, кто для областного центра более полезен: политик или хозяйственник? Попытка установить истину практическим путем раз за разом терпит фиаско. Развести по углам политику и экономику в нынешних условиях не представляется возможным, поэтому это надо принять как данное и попробовать изменить сам подход поиска адекватной решению задач фигуры градоначальника.
Основная проблема Чунакова и всех его предшественников сформулирована давно – статусный изоляционизм и отсутствие правдивого общественного диалога. О большинстве ключевых решений мэрии население узнает в лучшем случае постфактум.
Часто мэрия откровенно врет, пряча свои промахи и недоработки за затейливые информационные интерпретации. Предстоящая ротация – самый удобный момент пересмотреть все действующие стандарты и диверсифицировать пресловутую сакральность власти открытостью и доступностью. Открытая архитектура городской власти позволит уйти от мучительного поиска компромисса при выборе кандидатуры будущего главы администрации и сосредоточиться на решении самой проблемы эффективного менеджмента.
Мировая практика муниципального управления говорит в пользу использования специализированных проектных групп при выработке программных решений по магистральным направлениям городского хозяйства: дороги, ЖКХ, благоустройство и пр. Почему бы это не перенять? Качественный краудсорсинг с привлечением людей с гарантированным уровнем экспертности не только вызывает большее доверие в обществе, но и снижает риск ошибки и ангажированности.
Не секрет, что многие муниципальные заказы сегодня выполняют фирмы, аффилированные к должностным лицам мэрии и депутатам городской Думы. Зачастую это происходит с нарушением норм действующего законодательства и в ущерб городскому бюджету. Открытость и гласность при реализации проектного метода выводит такие схемы из тени и ставит барьер нечистоплотным лоббистским манипуляциям.
Тем, кто привык развивать свой бизнес, коррумпируя чиновников городской мэрии, будет сложнее договориться с «коллективным мэром». Конечно, при таком подходе аппаратный вес и влияние на принятие решений главы администрации снижается. Из тренера он превращается в капитана команды, и это отчасти нивелирует его статус. Но для тех, кто готовит проект будущего главы администрации Волгограда, сакраментальный выбор состоит в ответе на вопрос: вам «шашечки» или ехать?