Н. А. Некрасов больше известен нам как поэт. Мало кто знает, что будущий автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» с 1840 по 1860 годы занимался еще и прозой — писал повести, рассказы и фельетоны.

Это был период «петербургских мытарств» молодого Некрасова. Борясь с тяжелой нуждой, он работал наспех, «на хлеба» для нескольких газет и журналов. Но если повестями и рассказами Некрасов занимался постоянно, то такой жанр, как фельетон, после 1840 года надолго исчез из круга его творческих исканий, пока в начале 1860 года молодой автор не обратился к нему вновь. В содружестве с Добролюбовым Некрасов создает «Свисток» — сатирический отдел журнала «Современник».

Вы можете спросить, какое отношение все вышесказанное имеет к истории Камышина на Волге? Отвечу: самое прямое! Дело в том, что в 1860 году в двенадцатом номере «Современника» («Свисток № 6») выходит фельетон, самым непосредственным образом касающийся Камышина и его жителей. Под сатирическим и острым на то время заголовком «Что поделывает наша внутренняя гласность?» Некрасов публикует письмо нашего горожанина «Состояние образованности в Камышине по свидетельству Г. Карпова». Это письмо уникально — камышан и сейчас не спешат публиковать в центральной прессе, — а потому стоит привести его целиком вместе с комментарием классика:

«Камышин (Саратовская губ.), 16-го октября.

В № 234-м «Московских ведомостей» напечатано письмо, в котором говорится, будто в Камышине еще с 1820-го года существует публичная библиотека. Это известие крайне удивило нас, потому что мы, жители Камышина, никогда и не слыхали о существовании этой библиотеки, не знаем, где она находится, кто ею заведует и в каком она теперь положении. Впрочем, хоть и прискорбно, а надо признаться, что жители Камышина не имеют надобности в библиотеке, ибо не имеют никакого интереса к чтению. Нравственная сторона нашей молодежи развита очень мало, и, конечно, не их надо винить в этом, а их отцов, которые не понимают важности образования. Такое равнодушие к духовным интересам особенно странно встретить у нас, потому что городское общество обеспечено в материальном отношении и могло бы уделить излишек своих средств на воспитание молодого поколения. А это делают очень редкие.

Чтение книг не духовного содержания считается многими делом безнравственным. О развитии у нас чтения можно судить по тому, что 250 купеческих домов выписывают в нынешнем году только 2 экземпляра «Санкт-Петербургских ведомостей», 1 экземпляр «Московских ведомостей», 2 экземпляра «Искры», 2 экземпляра «Семейного листка» — немодного журнала. Везде открываются училища, заботятся о народном просвещении, а у нас об этом и помину нет. Кажется, что если бы кто-нибудь и предложил открыть хоть женское училище, то поднял бы против себя целую бурю и потерял бы репутацию степенного человека. Грамотность для женщины почитается не только лишнею, но и вредною».

Вот так сторонушка! Как видно, камышинцы действуют начистоту, по русской пословице «Запил — и двери запер».

Времена, конечно же, изменились: сейчас у нас функционирует библиотечная сеть, а библиотеки, которые хоть и влачат нищенское существование, но все же открыты для читателей. А вот в том «имеют ли камышинцы интерес к чтению», порассуждайте, пожалуйста, сами… Мнение жителя нашего города Г. Карпова и комментарий Н. А. Некрасова вы узнали.