В 1894 году в Камышин пришла железная дорога. Начался новый — «сухопутный» этап в экономическом развитии города. До этого основное «движение» было по главной дороге России — Волге: Камышин, буквально, жил на берегу — здесь грузился лес и работало несколько грузовых пристаней (помимо нескольких пассажирских частных пароходных компаний).

Камышин на старинной почтовой открытке. Бородинский мост
Камышин на старинной почтовой открытке. Бородинский мост

Жизнь заметно ускорилась: за два последующих десятилетия значительно вырос промышленный потенциал, существенно изменился внешний облик города и почти вдвое увеличилось народонаселение.

Кто же способствовал такому росту? В 1892 году в Камышине проживало 17 684 человека, среди которых значилось 90 гильдейных купцов. Об их деятельности говорит следующий факт…

Весной 1894 года состоялось историческое заседание городской думы по вопросу строительства железной дороги. В составе членов комиссии гласных (депутатов) были купцы и промышленники: И. П. Шемякин, В. Н. Ткаченко, Ф. Е. Юдаев, А. Г. Докучаев, А. Д. Алабушев и другие. Именно они приняли историческое решение об отчуждении городских земель под строительство железной дороги. При этом заключили договор, в соответствии с которым за отведенную землю города и камышинских хуторов Акционерное общество «Рязано-Уральская железная дорога» построило в Камышине железнодорожную станцию с вокзалом, депо с поворотным кругом, элеватор емкостью 500000 пудов, нефтесклад и нефтяную, хлебную, лесную, рыбную и соляную пристани с подъемниками, тоннелями, шахтами, подвесными вагонетками; а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр.

В виде компенсации за наносимый экологический ущерб от строительства нефтяных и других причалов выше Камышина по течению Волги, город получал от РУЖД водопровод и мост через Камышинку. В полном соответствии с договором в 1896 году РУЖД построило мост (впоследствии названный Бородинским), а в 1898 году пустило в строй городской водопровод (его водонапорную башню в виде старинного замка ещё можно видеть в начале Камышинской улицы, недалеко от городского рынка).

...На дворе 2021 год. Самое время вспомнить, что 125 лет назад наши предки возвели первый мост и начали строить водопровод.

Камышин. Строительство водоканала (1896 год)
Камышин. Строительство водоканала (1896 год)

Камышинский Водоканал также отмечает 125-летие — предприятие ведет исторический отсчет существования с 1896 года, когда на улицах города были построены две водокачки, водонапорная башня и шесть водоразборных будок. Спустя два года, когда РУЖД закончило сооружение городского водопровода с водозабором из Волги и состоялась приёмка, жители получили возможность брать воду не в Волге или Камышинке, а в водозаборной будке. Правда, платно: 1 копейка — два ведра. Прогресс!