В декабре 1941 года в Камышине был сформирован 103-й отдельный батальон ВНОС.
Кроме историков и очень пожилых людей, мало кто сейчас знает, что такое ВНОС. В войну — знали. Это служба воздушного наблюдения, оповещения и связи, в которой роль современных радиолокаторов выполняли глаза и уши бойцов.
Поначалу в батальоне служили мужчины. Когда почти все они были отправлены на передовую, на смену им стали призывать девушек.
Например, 5 мая 1942 года в Камышин прибыли около двухсот комсомолок-добровольцев из Оренбуржья. Все они после кратковременного обучения стали бойцами батальона ВНОС.
В обязанности бойцов ВНОС входило своевременно обнаружить воздушного противника, опознать тип, марку и количество самолетов, а также приблизительную высоту их полёта и курс следования. В следующую минуту следовало по рации или телефону передать информацию зенитчикам, истребительной авиации, на ротный пост и соседнему наблюдательному посту, в сторону которого летели самолеты.
Дежурство несли круглосуточно — на крышах строений и наблюдательных пунктах, представлявших собой деревянные конструкции. В Камышине самый высокий наблюдательный пост располагался на пожарной каланче (на фото).
Наблюдатель должен был обладать отличным слухом и зрением, чтобы безошибочно справиться с этими задачами, особенно в ночное время и плохую погоду. На рисунках и фотографиях девушки изучали силуэты различных типов самолетов, особенности хвоста, крыльев, фюзеляжа. Даже когда «юнкерсы», «хенкели» и «мессеры» скрывались за облаками, девушки по звуку их двигателей определяли, какой самолет летит: по их воспоминаниям, у бомбардировщиков он «задумчивый» и надсадный, у разведывательного самолета-«рамы» — занудный, будто кирпичи везет…
Через Белоруссию и Польшу боевой путь 103-го отдельного батальона ВНОС пролег до Берлина. 10 мая 1945 года девушки-воины расписались на рейхстаге. В июле их демобилизовали.
Вообще чудо что при бомбежках каланчу немцы не снесли в первую очередь. Они вроде же все были такие асы, а при бомбежке ж/д вокзала промазали, мост не смогли разрушить.
Наши зенитчики молодцы. Но сбитых были по воспоминаниям всего 2 самолета.
С приближающимся Днем победы!
Я не понял ты за нас или за немцев? Счастье что они не разрушили толком ничего. Но Стеклотарного и Нефтебазы хватило. Горело всё, погибли заводчане, подросток который на Стеклотарном работал.