Любой музей — это, прежде все, «живой» и динамично развивающийся организм, в котором каждый экспонат имеет свою историю и познавательную ценность.
Все музеи мира начинались с коллекции — вот и коллектив Камышинского политехнического колледжа не стал уходить от традиций. Перед энтузиастами стояла одна важная и принципиальная задача: органично внедрить музейную работу в образовательный процесс, ведь экспонаты должны были стать наглядным примером развития технической мысли в нашей стране.
17 лет в колледже создается музей ретро-автомобилей. С первых дней работы он стал важным структурным звеном в учебно-воспитательной системе Камышинского политехнического колледжа. Основополагающим в его деятельности является использование материалов, отражающих славную историю колледжа, судьбы выпускников, традиции образовательного учреждения. Также «Музей ретро-автомобилей» помогает студентам колледжа поднять уровень профессиональной подготовки, расширить кругозор и обогатиться новыми знаниями, чтобы будущие механики стали настоящими профессионалами с большой буквы.
История музея берет начало с осени 2001 года. В эти месяцы под руководством преподавателя курса «Тракторы и автомобили» Анатолия Константиновича Гладкова был восстановлен трактор «Универсал-2».
Краткая характеристика трактора:
Двигатель: 4-хтактный карбюраторный на керосине, запуск на бензине. Мощность 20 л.с.. Диаметр цилиндра — 95 мм, ход поршня —127 мм, обороты коленчатого вала — 1200 об/мин, смазка — разбрызгиванием от масляного насоса, охлаждение — водяное, термосифонное с вентилятором.
Трансмиссия: дисковая сухая муфта, коробка передач — 3 передачи переднего хода (3,4; 4,8 и 7,2 км/ч) и задний ход (4,4 км/ч). Цилиндрические зубчатые конечные передачи.
Топливные баки: для керосина – 80 л.; для бензина – 3,0.
(Данные из журнала «Сельский механизатор». № 11, 2008 г.).
В 1962 году Министерство культуры СССР срочно потребовались агитационные автобусы для работы в отдалённых поселениях. Для их производства был реорганизован автобусно-мебельный цех краснодарского Ремпромкомбината, который получил название «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования».
Руководство министерства требовало предъявить им новый автобус к концу лета 1962 года, поэтому на заводе был быстро создан автобус с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51А. Модель получила наименование «Кубань-62». Летом 1963 года после доработок широкой публике на выставке предприятий треста «Главпромснабсбыт» Минкультуры РСФСР был представлен автобус «Кубань-63». Зимой новая модель была запущена в серийное производство.
Базовая модель Г1А1-01 быстро устаревала, и в 1989 году на заводе была предпринята последняя попытка его модернизации. Новая модель, получившая индекс Г1А1-02, выпускалась на шасси ГАЗ-53-11, внешне отличалась от старой «Кубани» квадратной крышей, подфарниками и задними фонарями нового образца. В 1989 году был выпущен 100-тысячный автобус марки «Кубань» именно этой модели.
Автобус «Кубань-62» был восстановлен летом 2016 года. В настоящее время этот автомобиль можно увидеть на дорогах Камышина.
Трактор Т-16 восстановлен в 2018 году преподавателем технических дисциплин Евгением ивановичем Ищеуловы и студентом группы М-301 Антоном Рыжовым.
Трактор Т-16, или «Шассик», как его называют в народе, — детище Харьковского тракторного завода. Является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. Задумывался конструкторами как самоходная универсальная платформа для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования. На шасси предусматривалась установка оборудования для междурядной обработки: опрыскиватель, культиватор.
Для заготовки кормов, широко применяют косилку с использованием бокового ВОМ, стогомёты. Погрузчики разных видов, кузов-самосвал, большой перечень промышленного оборудования. Несмотря на свою универсальность, наибольшую популярность у населения он приобрел, как компактный, маневренный и проходимый трактор.
Преподавательский коллектив ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж» будет продолжать работу по восстановлению техники эпохи Советского Союза.