На днях в Волгограде состоялся очередной брифинг клуба экспертов Нижнего Поволжья, темой которого стала «Повестка дня муниципальных депутатов Волгоградской области: приоритеты власти и ожидания избирателей».
Чем должны заниматься недавно избранные муниципальные депутаты в Волгограде, Волжском и Камышине — трех самых крупных городах области, какие приоритеты следует расставить в своей повестке органам местного самоуправления (ОМС) региона?
Эти вопросы обсудили участники «круглого стола», состоявшегося в Волгограде на площадке Клуба экспертов Нижнего Поволжья по инициативе его сооснователей — координатора сообщества Андрея СЕРЕНКО и профессора ВолГУ Александра СТРИЗОЕ.
В мероприятии, прошедшем в конференц-зале отеля «Волгоград» приняли участие муниципальные депутаты, представители политических партий, гражданские активисты, социологи, политологи, психологи, журналисты. Представители «Единой России» от участия в работе «круглого стола» отказались.
По словам социолога Ольги УСТИНОВОЙ, спустя полтора месяца после проведения муниципальных выборов, опросы волгоградцев отчетливо фиксируют требования перемен, качественных изменений уровня жизни, запрос на развитие.
«Люди прекрасно понимают, что простые инерционные сценарии ведут к деградации. Причем, этот запрос на развитие касается как федеральных властей, так и местных. На уровне руководства России волгоградцы ожидают не только решения задач обороноспособности, но и вхождения страны в число развитых экономик мира, а также таких вполне приземленных вещей, как, например, доступная ипотека. Что касается местного уровня управления, то здесь люди просто потерялись в лицах: они не знают, не понимают, кто правит ими на уровне органов местного самоуправления и чем представители этого уровня власти занимаются», — отметила Ольга УСТИНОВА.
Впрочем, несмотря на очевидную анонимность муниципальных депутатов для своих избирателей, последние, по словам практикующего социолога, считают, что приоритетами для органов местного самоуправления должны стать вопросы благоустройства, наведения порядка во дворах, на улицах, у подъездов.
Секретарь бюро совета регионального отделения «Справедливой России» Юрий БАБИЧЕВ, комментируя тезис о «расплывчатости лиц депутатов» в глазах избирателей заметил, что это стало результатом лишения органов местного самоуправления реальных полномочий.
«Если городские Думы на 90% сформированы из одной партии — где же тут найти конкуренцию? При таком идеологическом единообразии бессмысленно надеяться не только на какие-то различия в лицах, но и на какие бы то ни было перемены», — считает Юрия БАБИЧЕВ.
Политическая слабость депутатов муниципальных Дум связана с ограниченностью их ресурсных возможностей. По словам представитель волгоградских эсэров, местных депутатов лишили депутатских фондов, штата помощников, лишили права и возможности активной работы.
Юрий БАБИЧЕВ предложил предоставить всем депутатам возможности для работы, вернуть депутатские фонды, предоставить равные медийные возможности, право входить депутатам не от партии власти в ключевые комитеты, которые реально влияют на жизнь населения.
«Необходимо вернуть городским Думам политический статус, который был у них десять лет назад», — подчеркнул Юрий БАБИЧЕВ.
Лидер фракции КПРФ в Волжской городской Думе Александр КУДРЯВЦЕВ заметил в ходе дискуссии, что на всех уровнях неверно устроена система управления, речь идет о подчиненном положении депутатов органам исполнительной власти.
Несмотря на ограниченность возможностей муниципальных депутатов, по словам волжского коммуниста, у депутатов от оппозиции все равно остаются определенные властные полномочия — прежде всего, это процедура депутатских запросов, на которые реагируют правоохранительные органы, прокуратура, структуры исполнительной власти.
Кроме того, заметил Александр КУДРЯВЦЕВ, «в каждой партии есть нормальные люди и не нормальные, надо искать нормальных людей, объединяться с ними и вместе работать».
Исполняющий обязанности координатора регионального отделения ЛДПР в Волгоградской области Сергей ПОПОВ не согласился с предложением сделать главным инструментом депутатской работы фонды по работе с наказами избирателей.
«Легко быть щедрым за бюджетный счет. Необходимо, прежде всего, зарабатывать авторитет у населения. Мы, например, организовали централизованную работу всех наших депутатов, которые проводят встречи с избирателями каждую пятницу. Депутаты должны быть проводниками между проблемами населения и властью. Мы должны, прежде всего, защищать права граждан. И если у нас нет сил изменить систему, то мы должны приспосабливаться к ситуации ради того, чтобы выполнять наши обещания перед избравшими нас людьми», — убежден Сергей ПОПОВ.
Известный в Волгограде правозащитник — общественный экологический инспектор Алексей УЛЬЯНОВ, комментируя претензии представителей оппозиционных партий, заметил, что нельзя во всем винить одну лишь исполнительную власть.
«Люди не доверяют и отказываются идти к депутатам, избранным не убедительно в глазах населения. Сомневаюсь, что только с помощью депутатских фондов можно решить все проблемы. Другое дело — надо участвовать во всех федеральных программах, не упускать никакую возможность, чтобы привлечь федеральные деньги на конкретные территории, а также жестко контролировать исполнительную власть и требовать от нее активной работы», — считает Алексей УЛЬЯНОВ.
Координатор штаба Алексея НАВАЛЬНОГО в Волгограде Евгений КОЧЕГИН считает, что приоритеты в работе муниципальных депутатов должны формулировать сами избиратели.
«Вся проблемная повестка работы органов местного самоуправления должна идти снизу, люди сами знают, что им в данный момент больше нужно — уличное освещение или детская площадка и т.д. В числе приоритетов, очевидно, должны быть проблемы благоустройства, экология, антикоррупционная деятельность, обеспечение равного доступа к СМИ представителей различных политических взглядов. Защита людей, их интересов — это главная обязанность муниципальных депутатов, без этого никакой известности, узнаваемости у своих избирателей они не добьются», — считает Евгений КОЧЕГИН.
Муниципальным депутатам он посоветовал делать ставку не на возвращение депутатских фондов, а на самофинансирование, на сбор пожертвований в собственные фонды, из которых затем и могла бы оказываться материальная помощь избирателям.
По словам доцента Волгоградского госуниверситета, психолога Ирины ТЕРЕЛЯНСКОЙ, мы выбираем депутатов, чтобы они передавали наши желания власти, а в реальности, зачастую, они просят лишь сами за себя.
«Депутатам необходимо научиться ставит конкретные цели, которые нужно достигнуть: нельзя отремонтировать дороги вообще, можно лишь конкретную дорогу», — полагает Ирина ТЕРЕЛЯНСКАЯ.
Муниципальным депутатам в Волгоградской области, по ее мнению, следует «активнее и эффективнее использовать такой ресурс, как Интернет», а также чаще проявлять инициативу в работе, не дожидаясь подсказок извне.
Руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ в ходе дискуссии обратил внимание собравшихся на то, что даже при ныне действующей системе фактического назначения глав исполнительной власти муниципалитетов, они по-прежнему де-юре подотчетны и депутатам, и избирателям. Потому не имеют права отказывать тем и другим в приеме и рассмотрении обращении.
«Денег для работы с избирателями у местных депутатов, возможно, и немного, однако депутатские запросы и заявления в прокуратуру на нерадивых чиновников — это не самое затратное в финансовом отношении дело. Зато эффект от него в интересах избирателей может превзойти любую материальную помощь», — склонен считать Виталий АРЬКОВ.
Подводя итоги работы «круглого стола», профессор Волгоградского госуниверситета Александр СТРИЗОЕ заметил, что состоявшаяся дискуссия показала, что органы местного самоуправления и муниципальные депутатские сообщества находятся в полосе глубокого кризиса системы управления в стране.
«Главную роль в их деятельности будет играть работа с населением. Муниципальным депутатам необходимо также научиться работать с лидерами общественного мнения, гражданскими активистами, теми, кто хотел, но пока не стал депутатом», — полагает Александр СТРИЗОЕ.
По мнению сооснователя Клуба экспертов Нижнего Поволжья, в зоне внимания муниципальных депутатов сегодня должны быть следующие проблемы: контроль над бюджетом, участие во всех федеральных проектах и программах, решение проблем ЖКХ, проблема утилизации мусора, способность организовать работу городских служб в условиях чрезвычайной ситуации и техногенных катастроф.
«Как показали недавние драматические события в Краснодарском крае, который относится к числу богатых российских регионов, далеко не во всех ситуациях крупные бюджеты являются спасением от техногенных срывов и чрезвычайных ситуаций, вызванных природными катаклизмами. Краснодарский эпизод показывает, что муниципальным властям, местным депутатам мало наполнить бюджет и проконтролировать его расходы — надо добиться, чтобы при этом в чрезвычайной ситуации, как минимум, сработала ливневая канализация», — заключил Александр СТРИЗОЕ.