25 ноября в районе Керченского пролива пограничники ФСБ задержали три корабля Военно-морских сил Украины.
Официально — катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны Капу» — были направлены в Мариуполь. Об этом заявил командующий украинскими ВМС Игорь Воронченко. Однако они без разрешения пересекли границу РФ и начали опасное маневрирование. Суда были задержаны, а находящиеся на них 24 украинских моряка — арестованы.
События, получившие название «Инцидент в Керченском проливе», тут же стали предметом общемирового комментирования. Канцлер Германии Ангела Меркель позвонила Владимиру Путину. Следом она же набрала телефонный номер Петра Порошенко. Президент США Дональд Трамп — куда ж без него?! — заявил, что «разберется лично».
Российская сторона однозначно назвала действия украинских МВС провокацией. Как заявил Владимир Путин, она организована Петром Порошенко в преддверии выборов.
«Явные признаки заготовленной заранее провокации, рассчитанной на то, чтобы после этого воспользоваться этим как предлогом для того, чтобы ввести военное положение в стране. Ничего общего с попытками урегулировать отношения между Россией и Украиной это не имеет. Это игра на обострение», — отметил президент.
Чем закончится «игра на обострения», становится понятно спустя несколько дней после инцидента. Со стороны Евросоюза и США вновь усиленно заговорили о России, как об агрессоре, и о введении новых экономических санкций. Как отмечают эксперты и политологи, стало очевидно, что само ЧП, а также установление виновных и невиновных — дело пятое. Главное, вновь заявить о санкциях и ввести их в действие.
Следом последовало решение Дональда Трампа отменить запланированную на саммите «G20» встречу с президентом России Владимиром Путиным. Глава Белого дома якобы ознакомился с докладом об инциденте в Керченском проливе и принял решение отложить встречу.
Решение признано спорным, что, впрочем, и неудивительно для Трампа. Российские эксперты видят в поступке американского лидера лишь желание «остаться при своих»: при встречах с Путином Трампа не критикует разве что тот, кому отключили интернет. Вспомним хотя бы комментарий Арнольда Шварценеггера.
Что же касается европейских санкций, то эксперты отмечают: эти страны несут убытки, им бы, наоборот, открыть двери и завалить рынок России товарами, а в нашем случае одно ограничение следует за другим. При этом видимого результата не ощущается.
Однако не все так просто. И не всё улеглось и успокоилось. Инцидент в Керченском проливе будет иметь далеко идущие последствия. Хотя бы потому, что США вновь открыто объявили Россию стратегическим противником.
Сенат принял осуждающую резолюцию, в которой обвинил Россию в «в одностороннем порядке переписать международные правила». Последовало «категорическое осуждение любых военных действий России». И это при том, что была нарушена граница РФ, причем закрепленная теми же самыми международными соглашениями до присоединения Крыма.
Добавим, что представитель в ООН Никки Хейли также обвинила Россию в «противозаконных действиях» против украинских судов и заявила: о «наглой акции, с которой международное сообщество никогда не смирится».
Словом, напряженность лишь нарастает, и следующий инцидент, вероятнее всего, не заставит себя ждать. Тем более что сегодня в Аргентине стартует саммит G20, которому уже предрекают «скандальный» сценарий.