Один известный врач как-то сказал, что главная трагедия нашей жизни в том, что женщины перестали рожать. Не совсем, конечно. Но Д.И. Менделеев предсказывал, что к началу двадцать первого века в России будут жить 800 миллионов человек. Где они?
Так химия выросла, так медицина всего достигла, что прервать или не допустить беременности – пара пустяков. А так ли это просто на самом деле?
Прочитав пьесу заслуженного деятеля искусств Игоря Афанасьева, режиссер Евгений Бакин был потрясен. Много раздумывал, советовался с автором. Чувствуется, что спектакль выстрадан. Смысл глубок, идея витает в воздухе, касается почти всех нас. Поражает длительность воплощения. Режиссер, как мне кажется, долго откладывал постановку, потому что ждал, когда же главные исполнители возмужают.
Когда Александр Ферхов в полной мере проникнется счастьем растить своих Даниила и Лучию. Когда Светлана Смирнова через серьезный образ в «Драконе» немного отойдет от ролей очаровательных хохотушек. И оба они созреют для социальной драмы. Для воплощения трогающих до слез сцен.
Игорь Афанасьев в интернете подробно рассказал, что его пьеса в чём-то навеяна событиями его личной жизни. Из-за сильной занятости пропустил жизнь своей дочери-наркоманки. Расставание, развод. Новый счастливый брак и двухлетний сынишка-вундеркинд. Уж точно мы его скоро увидим на телеэкране в «Синей птице» или у Максима Галкина, где все лучше всех.
Но мне кажется, что сама идея показать на сцене пока не рожденных детей была выражена еще у бельгийского поэта и драматурга Метерлинка, нобелевского лауреата. Еще в его пьесе 1908 года «Синяя птица» мальчик и девочка Тиль Тиль и Митиль попадают в Лазоревый дворец, где обитают «ангелоподобные существа, как бы пробудившиеся после сна, они плавно движутся между деревьями, на них блистающие одежды тонких и нежных оттенков».
Они разговаривают и спорят. Мечтают и боятся потерять друг друга в новом мире. Любят и волнуются. Так же как Александр Ферхов и Светлана Смирнова. Главный художник театра Александр Саблин каких-то дворцов не строил. Зато создал абсолютно черный занавес, по-новому обил пол и сделал задник черным, как фрак дирижера. На этом фоне артисты обрели графически точный ангелоподобный вид в великолепных костюмах, придуманных Светланой Саблиной.
Артисты держатся солидно, отрешенно, серьезно, мимики почти нет, кроме острых моментов. Зато особенно забавным кажутся шутки, очень плавными движения, совершенно соответствует действию музыка Александра Ферхова. Все это в первом действии.
А второй акт – это наш реальный мир. Со скандалами, ревностью, оскорблениями. Всё чаще всего надуманное и мелкое. Хорошо, что хотя бы в театре это преодолимо. Особенно когда это предшествует великому чуду-рождению человека. Весь зал этого захотел и засыпал артистов и режиссера цветами.
Задумайтесь над этим, люди. Оцените талант драматурга, поиск режиссера, порыв актеров. Снова и снова почувствуйте радость созерцания прекрасного. Театр всех ждет.
Ищите и не упускайте свою «Синюю птицу», чтобы быть счастливыми в будущем.