Оговоримся сразу: речь не идет о каком-либо антиконституционном акте, вроде захвата власти.
Нет. Разговор пойдет о том, что политтехнологи и политологи констатируют: в руках Владимира Владимировича сосредоточен такой объем власти, что передать его преемнику будет просто невозможно. Образно говоря, «не унесет». Ведь управление государством имеет столько «рычагов» (от прямого указания — до личной дружбы), что приходит подобное только с десятилетиями работы. Как тут не вспомнить путинское «как раб на галерах».
В разных государствах операция «Преемник» проходит, как правило, тихо и мирно. Тут уместно вспомнить даже первого президента страны Бориса Ельцина. Он, конечно, сильно удивил страну предновогодним заявлением, но — заметим! — потрясений не произошло. Был представлен В.В. Путин, который поначалу осторожно и аккуратно стал делать первые шаги в статусе первого лица государства. В дальнейшем, когда приблизился второй срок избрания, Россию без Владимира Путина уже не представляли.
Но годы пролетели. Сменился век. Сегодня Владимир Путин — пожалуй, самый узнаваемый лидер нации в мире. Его фамилия не сходит с первых полос газет и интернет-изданий. Чего бы не касались иностранные журналисты-аналитики, как тут же возникает… Russian President Putin.
Но возвратимся к началу нашего разговора... Если такой объем власти не удастся передать преемнику, то кто станет лидером? Россия — страна, которая не любит резких поворотов. Здесь уместно сравнение с гоголевской «птицей-тройкой»: тройка жеребцов, как известно, может «с ветерком» нести седоков вперед, но резко повернуть в сторону скакуны не способны. В Российской империи престол наследовали, в СССР — избирали первого секретаря, всячески сохраняя «генеральную линию ленинской партии — незыблемую основу успешного строительства коммунизма».
А с президентством у нас — еще «молодо-зелено». Страной руководит лишь второй по счету президент. А стало быть, никаких традиций и «наработок» еще не заложено. К тому же даже противники Владимира Путина признают, что оппоненты, участвовавшие в разные годы президентской гонке, «не дотягивают». Вроде все политики и солидные люди. Но не дотягивают.
Однако многие политтехнологи и политологи продолжают утверждать: в будущем новым лидером страны станет не преемник, а некто новый. Вероятно, этот человек также будет многим известен и знаком (иначе президентом вряд ли станешь!), но он станет управлять Россией совершенно иначе, в другом русле.
Страна заждалась перемен. К тому же народные чаяния вовсе не связаны с пенсионной реформой и новыми налогами. Россияне ожидают перемен в личностях, в системе доктрин и идеологических установок. Запрос общества созрел, причем давно, а стало быть, ответ на него неизбежен.