В 2020 году мы будем отмечать 110-летие Камышинского театра драмы. «Циркулярная» дата рождения театра, установленная нашими краеведами, точно указана в местной литературе — 12 октября 1910 года. Имя антрепренёра, привезшего тогда труппу артистов и музыкантов в Камышин, тоже известно. Он довольно долго арендовал Народный дом. Это Борис Иванович Борисов.

В Интернете его имени нет, в театральной литературе мне не попадалось. Но в период яростных споров наших краеведов о возрасте Камышинского театра заслуженная артистка России и автор книги «Пока живу - служу я сцене» Валентина Васильевна Ватажко после долгой переписки получила выдержки из столичного (санкт-петербургского) журнала «Театр и искусство» за 1910 год, где упоминается Б.И. Борисов и освещается репертуар Камышинского театра. Хроника театральной жизни России публиковалась там постоянно. Труппа Борисова отмечена трижды.

Это была не обычная антреприза — приехал, сыграл, уехал. Борисов жил и работал в Камышине. Продержался два года. При населении в 16 тысяч человек наш город постепенно становился театральным. А куда дальше уехал Борисов?

Долго я не могла найти какие-то сведения о нем. Но вот как-то попалась на глаза книжечка из «Библиотеки «Огонек» № 24 за 1991 год «Куплетист из Одессы». Автор Владимир Филиппович Коралли вспоминает начало своей творческой жизни. С десятилетнего возраста он выступал в Одессе в детском театре «Водевиль», а потом прославился как исполнитель острых сатирических куплетов. Цитирую отрывок, относящийся двадцатому году прошлого века:

«Как-то Пинтер устроил мне контракт в иллюзион "Победа". Арендовал этот маленький, на двести пятьдесят мест, кинотеатрик некто Борисов. Это был в своем роде человек необычный. Не тем, что его семья могла составить целый концерт программы разных жанров, ибо жена и три дочери пели и играли на различных инструментах, били чечетку, а сам Борисов пел куплеты — в то время в Одессе это не было редкостью, много было таких театральных семейств.

Нет, он прославился другим. Борисов придумал и осуществлял до удивления простую и вместе с тем единственную в Одессе оригинальную систему дебютов в своем театре. Известно, как трудно начинающему артисту получить возможность впервые показать себя публике. Борисов говорил каждому новичку:

— Хочешь петь? Приходи и пой забесплатно. Что будет после твоего дебюта — не моя забота. Примет публика - получишь контракт и будешь выступать в любом из арендуемых мной иллюзионов — "Мираж", "Бомонд", "Орёл", "Победа". Не примет публика — не взыщи».

Конечно, антрепренеров тогда было много, но если бы фамилии совпали, они как люди искусства использовали бы псевдоним.

Может быть, у нас в Камышине Борис Иванович (если это был он) так же искал таланты, привлекая местные творческие силы, организовывал дебюты. Поэтому после его отъезда спектакли в Народном доме продолжились и продержались в годы первой мировой войны и революции до официального учреждения театра под эгидой уездного отдела народного образования в 1919 году.

Владимир Коралли три четверти века провёл на эстраде. В содружестве с Леонидом Утесовым и Клавдией Шульженко, которая стала его женой, они создали много интересных программ. Он выступал и на фронтах гражданской войны, и в блокадном Ленинграде. Может быть, именно он своими мемуарами поможет уточнить нам личность основателя Камышинского театра?

Логотип
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *