В 2020 году мы будем отмечать 110-летие Камышинского театра драмы.

«Циркулярная» дата рождения театра, установленная нашими краеведами, точно указана в местной литературе — 12 октября 1910 года. Имя антрепренёра, привезшего тогда труппу артистов и музыкантов в Камышин, тоже известно. Он довольно долго арендовал Народный дом. Это Борис Иванович Борисов.

В Интернете его имени нет, в театральной литературе мне не попадалось. Но в период яростных споров наших краеведов о возрасте Камышинского театра заслуженная артистка России и автор книги «Пока живу - служу я сцене» Валентина Васильевна Ватажко после долгой переписки получила выдержки из столичного (санкт-петербургского) журнала «Театр и искусство» за 1910 год, где упоминается Б.И. Борисов и освещается репертуар Камышинского театра. Хроника театральной жизни России публиковалась там постоянно. Труппа Борисова отмечена трижды.

Это была не обычная антреприза — приехал, сыграл, уехал. Борисов жил и работал в Камышине. Продержался два года. При населении в 16 тысяч человек наш город постепенно становился театральным. А куда дальше уехал Борисов?

Долго я не могла найти какие-то сведения о нем. Но вот как-то попалась на глаза книжечка из «Библиотеки «Огонек» № 24 за 1991 год «Куплетист из Одессы». Автор Владимир Филиппович Коралли вспоминает начало своей творческой жизни. С десятилетнего возраста он выступал в Одессе в детском театре «Водевиль», а потом прославился как исполнитель острых сатирических куплетов. Цитирую отрывок, относящийся двадцатому году прошлого века:

«Как-то Пинтер устроил мне контракт в иллюзион "Победа". Арендовал этот маленький, на двести пятьдесят мест, кинотеатрик некто Борисов. Это был в своем роде человек необычный. Не тем, что его семья могла составить целый концерт программы разных жанров, ибо жена и три дочери пели и играли на различных инструментах, били чечетку, а сам Борисов пел куплеты — в то время в Одессе это не было редкостью, много было таких театральных семейств.

Нет, он прославился другим. Борисов придумал и осуществлял до удивления простую и вместе с тем единственную в Одессе оригинальную систему дебютов в своем театре. Известно, как трудно начинающему артисту получить возможность впервые показать себя публике. Борисов говорил каждому новичку:

— Хочешь петь? Приходи и пой забесплатно. Что будет после твоего дебюта — не моя забота. Примет публика - получишь контракт и будешь выступать в любом из арендуемых мной иллюзионов — "Мираж", "Бомонд", "Орёл", "Победа". Не примет публика — не взыщи».

Конечно, антрепренеров тогда было много, но если бы фамилии совпали, они как люди искусства использовали бы псевдоним.

Может быть, у нас в Камышине Борис Иванович (если это был он) так же искал таланты, привлекая местные творческие силы, организовывал дебюты. Поэтому после его отъезда спектакли в Народном доме продолжились и продержались в годы первой мировой войны и революции до официального учреждения театра под эгидой уездного отдела народного образования в 1919 году.

Владимир Коралли три четверти века провёл на эстраде. В содружестве с Леонидом Утесовым и Клавдией Шульженко, которая стала его женой, они создали много интересных программ. Он выступал и на фронтах гражданской войны, и в блокадном Ленинграде. Может быть, именно он своими мемуарами поможет уточнить нам личность основателя Камышинского театра?