В России и на всем постсоветском пространстве пока не так часто можно встретить признаки качественного детского образования из числа инвалидов. Однако первые успехи на этом поприще уже видны. Сегодня все чаще употребляют словосочетание инклюзивное образование детей инвалидов, но не все пока точно знают о его существовании и преимуществах.

Подобный тип образовательного процесса в нашей стране появился совсем недавно. Инклюзивное образование представляет собой такой тип взаимодействия учеников и преподавателей, при котором осуществляется в равной мере обучение детей, которые имеют какие-либо отклонения в физическом и психологическом развитии с детьми без ограничений.

В настоящее время возникла реальная возможность получать полное образование инвалидам и маломобильным группам населения в условиях обычных общеобразовательных учреждений. Такой способ обучения должен сыграть основополагающую роль в здоровом воспитании детей, имеющих различные отклонения в развитии и максимально эффективно социализировать подростков в современное общество.

Немного фактов из истории. В мире тенденция помощи в адаптации детей-инвалидов возникла после Второй мировой войны, однако в США и Европе она долго заключалась в том, чтобы предоставлять образовательные услуги в рамках специальных государственных и частных интернатов, приютов и школ. Со временем возникла необходимость в корне менять сложившуюся неэффективную и во многом губительную систему. На место спецзаведениям для детей, страдающих различными заболеваниями, пришли современные методы обучения. Среди них свою нишу заняло инклюзивное образование. Несколько лет назад оно появилось и в России.

В нашей стране инклюзивное образование началось с осуществления госпрограммы по выстраиванию доступной среды в населенных пунктах. Для этих целей муниципалитеты закупают необходимое оборудование, в том числе сенсорные комнаты, которые активно используются в процессе совместного обучения детишек с ограничениями и без проблем со здоровьем. Также в число приоритетных направлений вошло формирование нового состава педагогов и учителей в общеобразовательных школах с целью внедрения учебных методик для всех групп населения.

В целом, создание системы инклюзивного образования может занять несколько десятилетий, однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.