В начале XX века весь мир повально был увлечен борьбой. Этому немало способствовали странствующие цирки, где на потеху публики проводились соревнования борцов. Обычным явлением было приглашение на арену силача, после чего проводилась схватка между именитым соперником и жителем города, за которого, конечно же, болели все пришедшие на представление.

Борец Сальватор Бамбула и Камышин начала XX века (коллаж)
Борец Сальватор Бамбула и Камышин начала XX века (коллаж)

Как силачи приезжали в Саратовскую губернию

В уездный город Камышин Саратовской губернии приезжал знаменитый (больше, конечно, разрекламированный) цирк «Нони Бедини». Губернская газета «Саратовский дневник» (№ 21 от 25 января 1902 года) сообщала: «В Камышин на весь зимний сезон прибыл цирк Нони-Бедини. Силач цирка встретился в атлетической борьбе с местным силачом Ломакиным…».

К сожалению, история не дает ответа: победил ли Ломакин или проиграл. Зато, рассказывают, в соседней Николаевке местный житель Наливайко положил на лопатки известного на всю Россию борца Георга Луриха (он имел эстонские корни). Того самого, который без труда поднимал лошадь вместе со всадником. Лурих потребовал реванш, а попутно тайно посулил сопернику дать денег на покупку коровы, если тот поддастся и проиграет схватку. Наливайко так и поступил: проиграл, но остался с коровой.

А Камышин всем сердцем полюбил борьбу... Май-июнь 1911 года город жил этим спортом. Корреспонденты сообщали: «У камышинской публики появились свои Заикины, Шмарковские, Бамбулы и бамбулята, и на всех улицах, ночью и днем, проделывали «бра руле» и «тур-де-бра».

Приехавший в Камышин борец Сальватор Бамбула боролся с Леонидом Шмарковским. Здесь мы сделаем отступление и кратко сообщим, кто же эти две легендарные личности своего времени. Леонид Шмарковский — сильный и опытный тяжеловес, в послужном списке которого имелся целый ряд побед над лучшими чемпионами. Его имя стояло в одном ряду с Иваном Поддубным, упомянутом выше Георгом Лурихом и другими. Правда, и его бросали на лопатки — например, Александр Аберг или указанный в статье царицынский силач Иван Заикин (борец, авиатор и ученик Поддубного).

Бамбула — уроженец французской Мартиники (остров в Карибском море). Этот негр, попавший в Одессу, сначала стал звездой Юга России, а потом и всей страны. Кадры старинной кинохроники запечатлели, как Иван Поддубный тренируется с Бамбулой (см. ниже).

Многим до сих пор памятен стишок:

Силач Бамбула
Поднял четыре стула!
(Но спичку еле-еле
поднял за три недели!).

Есть множество других вариантов, вроде...

Один силач Бамбула
Барахтался в реке,
А страшная акула
Плыла невдалеке.

Тогда решил Бамбула
Акулу испугать:
Поднял четыре стула
И пятую кровать.

К слову, Бамбула, будучи борцом среднего веса, выступал в цирке также комиком (дети были в восторге от его гримас) и фокусником. Ну а «бра руле» и «тур-де-бра» — это приемы классической борьбы.

Скандал в номерах

...Итак, в Камышине посмотреть великолепное зрелище в цирк пришли приказчик Дудченко и почтово-телеграфный чиновник (его фамилия не сохранилась). Оба мужчины были азартны! И заключили они пари на 10 рублей: один сделал ставку на победу Бамбулы, другой, естественно, — на Шмарковского. Завязалась схватка, которая оказалась кратковременной: через полминуты Шмарковский лежал под Бамбулой.

Дудченко заявил, что борьба была нечестной. Мужчины покинули цирк и пошли разбираться в гостиницу к Рылю. И даже встретили там Бамбулу и Шмарковского, которые снимали у «Рыля» номера (цена, между прочим, «от 1 рубля», что весьма не дешево!). В гостиничном кабаке камышане изрядно выпили.

В два часа ночи компания, к которой присоединился некий местный Иван, ходила по улицам и громогласно спорила: честно или нет победил Бамбула?! И тут Дубченко заявил: «Давай спросим самого Шмарковского?!». Заявились втроем обратно в гостиницу, поднялись в номер Шмарковского, а там... в гостях сидит Бамбула.

Шмарковский был честен: «Да, в этой схватке признаю себя побежденным».

Дудченко вознегодовал: «Я ж 10 рублей ставил!». Он начал ругать Бамбулу, кинулся на него с кулаками. Как пишет корреспондент, «дошло до рукопашной». Но надо сказать, африканский борец вел себя достойно: он не стал применять всю силу, а просто... попросил нетрезвого камышанина уйти.

Разъяренный Дудченко уходить не собирался: шумел, дерзил... Но его собутыльник оказался умнее: он выскочил из здания и бросился к уличному караульщику. Так как толком ничего он пояснить не смог, караульщик принялся свистеть, сбежались полицейские. Все-таки центр города, гостиница, приезжие... Словом, к 9 утра все были приглашены в полицию.

На другой день представления цирка в Камышине прекратились. На квартиру к директору потянулись люди со счетами: городская управа требовала оплатить взнос, пришли из типографии взять денег за рекламу... Всех пришедших встречала жена директора, которая честно призналась: «Денег ни копейки. Выехать из Камышина не на что...».

Корреспондент «Саратовского листка» завершает статью горькими словам: «Кое-кому спорт стоил недешево...». Нетрудно догадаться, что не только зачинщики скандала, но и цирковое руководство понесли расходы. За нарушение правопорядка в те времена штрафы требовали к оплате немедленно.