Спустя практически 30 лет исследователи сошлись во мнении: «Лихие девяностые» начались с исчезновения с прилавков магазинов сигарет».

Это было лето 1990 года. Практически до зимы царил тотальный табачный дефицит, и только к новому году «табачка» снова поступила в массовую продажу. Именно тогда криминалитет начал объединятся в структуры, проникать на заводы (в данном случае табачные производства) и сливаться с властью. Где предполагалась возможность получения крупных денег, стало появляться то, что в странах Запада называли мафией.

Так начиналась консолидация мафиозных структур, дельцов «теневой экономики» и коррумпированных элементов. Они стремились максимально использовать недостатки переходного периода в социальной, экономической, политической жизни общества для получения сверхприбылей.

Итак, летом 1990 года фактически во всех городах СССР с прилавков магазинов и ларьков исчезли табачные изделия. Перед новым годом начальник камышинской милиции Иван Иванович Страхов заглянул в кабинет к подчиненному — Роману Юсуфовичу Масимову, в отдел БХСС.

И замер в дверях! Кабинет Масимова был на треть всей площади заставлен коробками с сигаретами; сигареты лежали даже отдельными блоками, буквально, под ногами. А выпускник высшей школы БХСС МВД СССР (ныне Нижегородская Академия МВД России) Р.Ю. Масимов сидит в этом «море изобилия» для курильщика (в пик табачного кризиса!) и документирует.

А дело было такое... 14 декабря 1990 года было возбуждено уголовное дело по статье «Спекуляция» (ст. 154 УК РСФСР). Под подозрение попала большая группа камышан и приезжих, которые привезли в город сигареты, чтобы продать их по завышенным ценам, пользуясь острым спросом на табак. В рамках расследования уголовного дела одновременно провели семь обысков, в результате которых было изъято более 15 тысяч пачек сигарет.

По решению суда изъятые табачные изделия были определены в доход государства. В Камышине поступили следующим образом: сигареты раздали по предприятиям города. Чтобы получить их для коллективов, председатели профсоюзных организаций предприятий города писали соответствующие заявления. Позже на местных заводах илна ХБК сигареты раздавали рабочим. Многие еще помнят, что их брали все: курящие и некурящие. Табак стал второй валютой после водки. За несколько пачек сигарет (даже не целый блок!) в деревне, например, могли поколоть дрова, а в городе — разгрузить грузовик с арбузами.

Спустя две недели после этого нашумевшего «камышинского табачного дела», 29 декабря 1990 года, приказом МВД России Отделение БХСС стало именоваться Отделением по раскрытию преступлений в сфере экономики, а спустя почти три года, 14 сентября 1993 года, оно было переименовано в Отделение по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Тот самый ОБЭП, который остался в истории, даже когда был переименован ещё раз...

Этот период, как вспоминают ветераны камышинской милиции, был наиболее сложным из-за новизны задач, стоявших перед службой.