Впервые за более чем 50 лет своего существования скульптура «Родина-мать» подверглась глобальной реставрации. Данный памятник считается одним из самых крупных в мире, длина только меча составляет 33 метра, устойчивость же ее обеспечивают 99 тросов из стали. Впрочем, даже столь монументальная фигура не смогла выдержать времени, со временем она стала более тусклой, на поверхности образовались трещины. К слову, последние на сегодняшний день уже заделаны и если сложить их длину, то в общей сложности она составит немыслимую для понимания длину – 14 километров.

В итоге на сегодняшний день лицо скульптуры «Родина-мать» усилиями промышленных альпинистов и профессиональных реставраторов стало гораздо светлее, а морщинки на нем разгладились. На данный момент уже можно сказать, что выглядит она точно так же, как после создания Евгением Вучетичем.

Те, кто принимал непосредственное участие в процессе реставрации, в шутку именуют себя пластическими хирургами, использующими в работе вместо кистей снаряжение для промальпа, так как им пришлось по старым фото восстанавливать черты лица скульптуры, ее губы, брови, нос, щеки.

На всю процедуру глобального «омоложения» у специалистов ушло около двух лет, причем, как и с обычным человеческим организмом, изначально ее стали «лечить» изнутри, посредством восстановления застарелого арматурного скелета и замены всех 99 тросов, которые служили в качестве креплений. Только в этом году реабилитационные мероприятия подошли к концу, и специалисты могут смело признаться в том, что предположительно через пару десятков лет у скульптуры могла отвалиться рука.

Впрочем, сегодня ей уже ничего не угрожает, отчасти благодаря тому, что еще в 1972 году меч, который держит «Родина-мать» был заменен на более легкий, составляющий всего 14 тонн. Однако еще тогда правая рука получила непоправимые повреждения, так как бетон уже начал разрушаться. Восстановить многострадальную руку удалось только теперь, для чего отдельным специалистам пришлось на несколько недель усесться в сиденья для промальпа и погрузиться в филигранную работу с особыми составами и алмазной фрезой.

Для того чтобы бетон в результате остался неизменным не только внешне, но и по своим свойствам, на протяжении длительного периода, его покрывают особым финишным покрытием – своеобразным макияжем, который способствует сокрытию пор и выравниванию цвета. Затраты такой «косметики» исчисляются ведрами, на даже несмотря на это, наносится она, как в случае с обычной женщиной, всего в несколько миллиметров, так как только так внешне все детали остаются по-настоящему неизменными.