Формат интернет-магазинов выбирают и начинающие предприниматели, и крупные бизнес-игроки. Существует много инструментов развития собственных торговых онлайн-площадок. Среди них создание индивидуальной программы лояльности, внедрение автоматизированной системы и прочее. Одним из ключевых, действенных способов улучшения торговли является мониторинг цен конкурентов интернет-магазинов. Причина в том, что стоимость товара входит в число решающих факторов, привлекающих покупателей. Мало того, за счет грамотной ценовой политики даже начинающей компании вполне реально отвоевать себе достойную позицию на рынке. Вы это сделаете наверняка, если обратитесь к платформе Metacommerce.
Что нужно знать
Мониторинг цен конкурентов – не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Он не ограничивается банальным посещением сайтов компаний, работающих в вашем сегменте рынка. Это серьезный маркетинговый инструмент, действие которого направлено на ближайших конкурентов. Отталкиваясь от полученных показателей, вы можете принимать решения, касающиеся стоимостной политики в собственном бизнесе. Грамотный мониторинг цен конкурентов открывает предпринимателям массу возможностей. Среди них:
- Установка конкурентных цен и, как следствие, увеличение объема продаж и прибыли.
- Получение от контрагентов более выгодных условий поставок.
- Своевременное реагирование на изменение тенденций рынка, в том числе связанных с запросами целевой аудитории.
- Определение потенциала продаж у конкурентов путем расчета маржи.
- Обоснование той или иной цены, если возникнут вопросы со стороны покупателей.
Перед тем как проводить мониторинг цен, необходимо установить ближайших конкурентов. Затем нужно определить несколько ключевых товарных позиций, ориентируясь на которые, планируете делать исследование. В маркетинговой практике используется термин SKU. Расшифровывается аббревиатура как Stock Keeping Unit, что с английского языка переводится как «складская учетная единица». Выступает как идентификатор товарной позиции, в частности, используется в статистике реализации продукции или услуг.
Важно запомнить
Отслеживание цен подразумевает ограничение во времени, которое вы устанавливаете самостоятельно. Причем проводить исследование желательно в максимально короткий период. Для мониторинга также большую роль играет системность. Например, если речь идет о сезонном товаре, то цены необходимо сравнивать в период высокого и низкого спроса. Что касается остальных позиций, мониторинг цен на них лучше проводить не реже двух раз в год.
Некоторые компании прибегают к такому избитому способу, как обзвон конкурентов. Зачастую подобная методика практикуется на самом раннем этапе деятельности, когда не отлажена более эффективная система мониторинга. В то же время при правильной постановке вопросов в образе некомпетентного покупателя целиком реально выведать у конкурентов не только актуальный прайс, но и дальнейшие действия с ценами. Такой способ требует затрат времени и привлечения людей со стороны. Но поскольку за работу нужно платить, экономическая целесообразность этого подхода определяется индивидуально. Но при использовании разработок Metacommerce делать обзвоны нет необходимости.
Вариант, который будет действовать в небольших компаниях
Начинающими интернет-магазинами с небольшим товарным рядом часто используется ручной мониторинг цен конкурентов. В этой работе задействуются файлы Excel или Google Spreadsheet. Таблицы заполняются вручную. Если вы решили сделать выбор в пользу Excel, для этого потребуется привлечение отдельного человека. Он будет проводить выборку необходимых товаров с сайтов конкурентов, заносить в базу данных и анализировать цены. Поскольку на эти операции приходится тратить время и человеческий ресурс, в компаниях с большим количеством наименований они малоэффективны.
Согласно проведенным подсчетом, используя такой метод, за 10 дней в среднем реально изучить около 2500 позиций. Это если учесть, что назначенный специалист на обработку каждого SKU будет затрачивать не более 2 минут, при 8-часовом рабочем дне, не отвлекаясь на другие дела, что на практике выглядит маловероятным. 2500 пунктов за 10 дней – это не очень большой показатель в условиях высокой рыночной активности и конкуренции. Усложнить ручной анализ может еще и тот факт, что цены на некоторые товары динамичные, меняются в зависимости от времени суток. С другой стороны, такой способ можно применять при точечном исследовании определенной группы позиций.
Ручной мониторинг цен интернет-магазина отчасти может упростить сервис Google Spreadsheet с использованием функции Import XML. Для начала работы программы осуществляем следующие действия:
- Скачиваем плагин XPath Helper Wizard и устанавливаем его на Chrome.
- Активируем приложение путем нажатия CTRL+SHIFT+X. Таким образом, создается Google Spreadsheet.
- Появляется окно, после чего нажимаем клавишу.
- Заходим на интересующий сайт. Находим нужный товар, заносим ссылку на него в ячейку А-1.
- Выделяем мышкой цену анализируемой позиции, нажимаем клавишу SHIFT. После этого цена интересующего товара появляется в ячейке С-1.
- В ячейку B-1 вставляем скопированный XPath Expression.
- В ячейку C-1 вставляем функцию =ImportXML(A1,B1).
Несмотря на то что Google Spreadsheet упростил мониторинг цен, полностью автоматизированным этот вид анализа назвать нельзя. На метод по-прежнему оказывает влияние человеческий фактор, кроме того, он ограничен количеством позиций для парсинга. К тому же приложение не застраховано от сбоев.
Современные решения
Если ваша деятельность расширяется, количество товаров растет, самое время переходить на автоматизированный мониторинг цен конкурентов. Для этого предусмотрены специальные сервисы. Они минимизируют человеческий фактор, при этом вам гарантирован широкий охват области исследования. Наряду с автоматизацией процессов, которые позволят рационально использовать труд подчиненных, вы получаете точность результатов мониторинга. Это открывает следующие перспективы:
- разрабатывать ценовую стратегию для своей компании на несколько месяцев и при необходимости осуществлять оперативную переоценку;
- внедрять программы лояльности в соответствии с запросами покупателей;
- создавать дополнительные рекламные каналы и многое другое.
Среди преимуществ автоматизированного мониторинга цен конкурентов – возможность отслеживать попытки демпинга, к которому нередко прибегают многие компании. Чтобы получать такую информацию, необходимы соответствующие настройки. В числе наиболее востребованных сервисов для проведения автоматизированного мониторинга цен:
- Plerdy;
- Wiser;
- 360pi;
- Profitero;
- Upstream Commerce.
Некоторые компании для осуществления этого исследования предпочитают специальную систему учета, внедренную в современные версии программы 1С. Вышеперечисленные сервисы разработаны довольно давно, у них есть свои преимущества и недостатки. В то же время, если вы хотите проводить качественный автоматизированный мониторинг цен конкурентов, безошибочный выбор – это Metacommerce.
Современные решения для вашего контроля ситуации на рынке
Преимущество Metacommerce перед другими сервисами – узкая специализация. Разработки платформы направлены на автоматизированный многоканальный мониторинг цен конкурентов интернет-магазинов. Благодаря инновационным технологиям, признанным ведущими институтами, у пользователя появляются такие возможности:
- Сбор данных из всех источников, с использованием парсеров или грабберов. В зоне поиска находятся не только сайты конкурентов, но и маркетплейсы, различные приложения и другие источники, недоступные для большинства сервисов.
- Качественная обработка и сопоставление огромных объемов информации по названию, ключевым словам, артикулам, ссылкам, цене, единице измерения и другим показателям. Технология Metacommerce зашла настолько далеко, что есть возможность обрабатывать данные даже по стоп-словам. Такое не предложит ни один из существующих сервисов.
- Возможность обмена данными как через Excel, так и через комплексы автоматизированной интеграции API.
- Уникальная экспертная система многоканального мониторинга цен, гарантирующая высокую точность.
- Предоставление информации в удобном виде.
На платформе Metacommerce реально провести не только автоматизированный мониторинг цен на товары, но и исследование ассортимента конкурентов. Это повышает эффективность сервиса, которым уже пользуются успешные компании:
- магазины напитков «Винлаб»;
- аптеки 36,6;
- электронный дискаунтер «Сити-Линк»;
- ЭКСМО;
- «Акушерство» – интернет-магазин товаров для детей;
- супермаркет «Перекресток» и другие известные бренды.
Использование Metacommerce приведет к экономии вашего времени, денежных и трудовых ресурсов. Принцип работы платформы представлен на сайте. Для потенциальных клиентов есть возможность воспользоваться разделом «Демо мониторинг РРЦ». Таким образом, легче будет оценить функциональность Metacommerce – платформы, в распоряжении которой технологии будущего. Для этого нужно отправить заявку в режиме онлайн, предварительно заполнив необходимые поля с именем и контактными данными.