Политика: анализ текущих событий
Председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов стал ньюсмейкером минувших выходных дней. На V съезде справедливороссов Миронов уступил свой пост председателя партии лидеру фракции эсеров в Государственной Думе РФ Николаю Левичеву.
Это действительно тянет на сенсацию — «СР» третья в рейтинге российских политических партий. Причем, в отличие от КПРФ и тем более ЛДПР, реально способная стать главным конкурентом «Единой России» уже на парламентских выборах этого года. И смена лидера эсеров, пусть даже и формальная, оставляет немало вопросов.
Сергей Миронов, покинув председательское партийное кресло, конечно, даже формально не перестал быть лидером справедливороссов. Съезд избрал его председателем Совета палаты депутатов партии «СР». Эта должность внутрипартийного органа с не слишком понятными функциями, по сути, наделяет Миронова вполне диктаторскими полномочиями (например, он может единолично наложить вето на любое партийное решение или приостановить до решения партсъезда полномочия любого партийного функционера).
Сам Миронов на брифинге в ходе съезда назвал журналистам две причины такого решения. Первая — Николай Левичев возглавляет фракцию эсеров в Госдуме РФ, тогда как другие парламентские партии представлены там своими председателями. Этот минус, по словам Миронова, и устраняется.
Вторая причина — у эсеров депутатский корпус по стране насчитывает более пяти тысяч человек. И, как объяснил Миронов, он будет как раз заниматься подбором кадров и кандидатов муниципального, регионального и федерального уровня («Это очень сложная работа», — подчеркнул Сергей Миронов).
Журналистов ответы Миронова мало вдохновили. Последовали наводящие вопросы, выводящие ситуацию за рамки внутрипартийного дела. Так, был такой вопрос: не связаны решения съезда эсеров с тем, что позднее место лидера партии может занять Дмитрий Рогозин или Дмитрий Медведев, особенно на фоне недавних заявлений видных членов «Единой России» о том, что на выборах Президента они поддержат Владимира Путина.
Как и следовало ожидать, Сергей Миронов на первую часть этого вопроса ответил отрицательно, правда, только в отношении Рогозина («Как вы видите, съезд уже дошел до середины, но Дмитрия Рогозина мы пока не видели»).
Ответ же о перспективах президентских выборов для партии эсеров был более пространный, но не менее обтекаемый:
«Я еще полгода назад сказал, что наша партия не будет поддерживать того кандидата, которого выдвинет „Единая Россия“. Однако это не значит, что мы будет выдвигать Дмитрия Анатольевича Медведева. Мы пойдем своим путем. У нас в партии есть достойные кандидаты, и я не исключаю, что мы будем выдвигать своего, либо же примем какое-то другое решение». «Но я повторюсь, что официально кандидата от „Единой России“ мы поддерживать не будем, — подчеркнул Миронов. — Доживем до осени, посмотрим, какая будет социально-экономическая ситуация, что происходит с выдвижением наших кандидатов, каковы будут рейтинги нашей партии».
Куда как конкретнее были ответы на вопросы, касающиеся непосредственно самого Миронова. В частности, был задан вопрос — будет ли он выдвигаться на выборы в Госдуму РФ и выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга.
«Я обязательно возглавлю список „Справедливой России“ на выборах в Государственную Думу и в депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, — ответил спикер Совфеда. — Тем более что в Совете Федерации я представляю заксобрание, а по новому закону для того, чтобы стать членом Совета Федерации, необходимо быть депутатом законодательного собрания».
Утвердительно ответил Сергей Миронов и на вопрос — планирует ли он продолжить работу в качестве председателя Совета Федерации в 2012 году, после того, как истечет очередной срок его полномочий: «Я не случайно собираюсь возглавлять список кандидатов на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Я напомню, что по новому закону только депутаты муниципального или регионального уровня могут стать членами Совета Федерации. Отсюда логично предположить, что я планирую и дальше продолжить работу в Совете Федерации».
Любопытны комментарии из верхнего эшелона «Единой России» на смену власти в «СР». Так, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Валерий Рязанский считает, что это «попытка йти от отвественности в делах партии, потому что, видимо, результат на весенних выборах их не удовлетворил».
А вот что сказал первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов: «Я вижу в этом для партии определенный плюс, поскольку было очень странно видеть третье лицо нашей государственной иерархии в качестве лидера партии, которая заявляла о своей оппозиционности к партии, которая выдвигала действующего президента и возглавляется действующим главой правительства. Это выглядело странно, и с политической точки зрения, нелепо. Поэтому, я думаю, такое решение пойдет на пользу партии».
Секретарь же президиума Генсовета «Единой России» Сергей Неверов считает: перемены, происходящие в «Справедливой России», в том числе по ротации кадров, означают, что эта партия ориентируется на демократические принципы своего развития. Правда, этот «комплимент» политическим оппонентам единороссов Неверов обосновал так: демократические механизмы обновления руководящего состава партии первыми были заложены в «Единой России», в уставе которой четко записано, что руководители партийных структур не могут занимать свой пост более двух сроков подрядов. Что касается новых полномочий Миронова, то и тут Неверов распознал сходство с теми нормами устава, которые есть у «ЕР».
Повторимся, ответы Сергея Миронова насчет перемен в руководстве «Справедливой России», как водится в современной российской действительности, мало что объясняют. Согласитесь, новый статус Николая Левичева вряд ли что изменит в его авторитете в Госдуме РФ. Так что без версий из области политической конспирологии не обойтись.
Прежде всего, надо отметить: перемены в «СР» обязательно должны были быть санкционированы в Кремле (или даже инициированы им). И, вероятнее всего, это начало некой многоходовой политической комбинации, связанной и с выборами в Госдуму, и с выборами президентскими. Вариантов ее конечной цели несколько, по крайней мере, наиболее реальных.
Вариант первый. Речь действительно может идти о возможном появлении в лидерах «Справедливой России» Дмитрия Рогозина — такие слухи в политической тусовке появились с месяц назад. Сделать такую рокировку может только партсъезд. И логичнее было бы делать это именно на только что прошедшем съезде. Откладывать же на осень — значит заведомо снижать шансы эсеров на выборах в Госдуму. Возвращение же Дмитрия Рогозина в большую политику могло бы состояться и куда более логичным и «безболезненным» путем — он мог бы, например, войти в первые строчки партийного списка «СР» на предстоящих выборах в Госдуму.
Теперь относительно того, что Дмитрий Медведев может стать лидером справедливороссов. Такое возможно только в том случае, если на президентские выборы пойдут и действующий глава государства, и премьер-министр. Шансы на такой расклад мизерны.
Другое дело, если Медведев возглавит партсписок «Справедливой России» (причем, безо всякого партийного «лидерства») на госдумовских выборах. Такое, на наш взгляд, исключать не следует, имея ввиду «трудоустройство» Дмитрия Анатольевича в случае, если кандидатом в президенты РФ из дуумвирата станет Владимир Путин. Вот тогда кресло спикера парламента было бы вполне логичным для нынешнего президента. Согласитесь, если в 2012 году Медведев с Путиным «обменяются» должностями, это выглядело бы, скажем так, как-то недемократично, что ли…
Наконец, еще один вариант, который, на наш взгляд, представляется самым жизнеспособным. Отчасти суть это варианта есть в вышеприведенных словах Олега Морозова. Сергея Миронова «задвигают в тень» как раз потому, что, будучи спикером Совфеда, он до сего дня был из правящей когорты самым что ни на есть публичным критиком «Единой России». Вспомните, доходило даже до того, что «замирять» Миронова с «ЕР» приходилось первым лицам страны. За полгода с небольшим до парламентских выборов единороссам такой оппонент (третье лицо в государственной властной иерархии!) вовсе не подарок.
Наверняка Сергей Миронов получил взамен своего формального ухода с поста лидера эсеров некие преференции. Они могут касаться как гарантий того, что «СР» не будут «кошмарить» избиркомы в предстоящую выборную кампанию, так и личных обещаний для самого Миронова (например, сохранения его нынешнего статуса председателя Совета Федерации).
Если же говорить обобщенно, «Единая Россия» делает все возможное, чтобы запастись перед парламентскими выборами максимальным набором «подушек безопасности». Не очень-то убедительная победа в череде недавних мартовских выборов заставляет верхушку единороссов «дуть на воду», чтобы добиться главной поставленной цели — не просто победить на выборах в декабре этого года, а получить конституционное большинство в Госдуме нового созыва.
Неслучайно Владимир Путин, как это следует из контекста его встречи с руководством «Единой России», прошедшей на минувшей неделе, фактически берет под личный контроль партийную подготовку к выборам. Вопрос в другом — почему так важно именно конституционное большинство «ЕР».
Для президентских выборов, если будет баллотироваться Путин, это не имеет принципиального значения — Владимир Владимирович победит уже в первом туре наверняка. Значит, не исключено — на выборы в 2012 году от тандема пойдет Медведев. Вот тогда значение «ЕдРа» как партии конституционного большинства имеет огромное значение именно для Путина — и если он остается премьером, и если сменит место работы. Например, станет спикером Госдумы — почему бы и нет: при председателе правительства РФ, устраивающим и Медведева, и Путина, такой вариант для ВВП максимально плодотворный вплоть до 2018 года, когда Путин может вновь стать главой государства (и даже, при необходимости, и до этого срока).
Возможно, кто-то воспримет эти версии гаданьем на кофейной гуще. И все же надо признать: грядущие парламентские выборы рассматриваются руководством страны чрез призму выборов президентских. Причем во главу угла поставлена задача номер один — добиться для «Единой России» конституционного парламентского большинства. Для этого будут и «социальные подарки» (повышение зарплат учителям, врачам и тому подобное), и, вне всякого сомнения, на полную катушку власть для своей партии станет использовать административный ресурс. Так что «честные выборы», о которых так много и не раз говорилось с самых высоких трибун, откладываются до лучших времен.