Установки и механизмы с большой грузоподъемностью оснащаются сферическими подшипниками роликового типа. Эти детали имеют 2 металлических кольца разного диаметра, между которыми расположены ролики в два ряда. В конструкции внутренней обоймы фрезеруются две дорожки. Наружная деталь состоит из основания в виде полусферы. Центр полукруглой части внешнего кольца совпадает с осью сборочного узла. Подшипники роликовые сферические двухрядные служат для сглаживания радиальных нагрузок. Они могут при этом улавливать незначительные осевые смещения вала.

Технические особенности сборочных узлов

Сферическая поверхность роликовых подшипников способствует компенсации несовпадений оси вращения при изгибе вала под действующими нагрузками. Причинами возникновения подобных последствий являются неточности, возникающие при обрабатывании установочных частей или сборке узловых элементов. Работоспособность роликоподшипников поддерживается при перекосах одной оси относительно другой на величину до нескольких градусов.

Конструктивные особенности сферических роликовых подшипников двухрядного типа характеризуются следующими факторами:

  • Компенсирование возникновения перекосов. Достигается за счет сферической формы внутренней части наружной поверхности.
  • Повышение показателей грузоподъемности. Роликоподшипники служат для восприятия и сглаживания радиальных воздействий. Наличие двухрядного расположения роликов увеличивает грузоподъемность в несколько раз, поэтому применяются такие узлы в составе мощного оборудования — насосов, вентиляторов, редукторов, лесопильных рам и т. п.
  • Увеличенный срок службы. На этот параметр влияет не только тип конструкции детали, но еще и процесс производства. В ходе изготовления роликовых двухрядных подшипников сферических соблюдаются допуски с минимальными показателями отклонений. Симметричная конструкция тел качения способствует оптимальному распределению нагрузки вдоль оси ролика, а за счет специальной его формы происходит снижение возникающих перегрузок на торцевых частях.
  • Низкое трение, при уменьшении которого снижается тепловыделение, вследствие чего возрастает эксплуатационный ресурс составных элементов.
  • Высокие показатели прочности. Связано с малыми допусками при изготовлении роликов, и применением прочных сепараторов оконного или гребенчатого типа.

Для изготовления сепараторов берутся полиамид, латунь и сталь. Главным преимуществом материалов является отсутствие появления коррозионных воздействий.

Виды самоуравнивающихся изделий двухрядного типа

По форме внутреннего кольца сборочные узлы делятся на цилиндрические и конические. Изделия с конусной формой отверстия применяются на соответствующих валах, имеющих показатель 1:12 или 1:30. По конструкции роликов сборные устройства бывают асимметричными и симметричными. Для их классификации применяются следующие обозначения:

  • 3000 — роликовые двухрядные подшипники самоустанавливающиеся, в конструкции которых используются бочкообразные тела качения. Внутреннее кольцо имеет цилиндрическую форму, а сепаратор изготавливается из латуни.
  • 113000 — отличается от предыдущего варианта наличием конусного посадочного отверстия.
  • 13000 — этот вариант роликоподшипников оснащается закрепительной втулкой и опцией монтажа на валах с гладкой поверхностью. Наличие фиксирующей трубки способствует значительному упрощению процесса монтажа.
  • 53000 — это подшипник роликовый сферический двухрядный, в котором используются симметричные ролики, а сепараторы изготавливаются из стали или полимеров.
  • 15300 — модель полностью идентична типу 53000, но отличается применением внутреннего кольца с конусным отверстием.
  • 73000 — сборочный узел с конусной формой посадочной части, который предназначен для установки на закрепительную стяжную втулку.

Подшипники с двумя рядами расположения роликов способствуют расширению площади соприкосновения тел качения. Это увеличивает значение грузоподъемности данных изделий.

Минусы сборных элементов

Кроме преимуществ, у роликоподшипников есть некоторые недостатки:

  • за счет большой площади соприкосновения ограничивается скорость вращения, что позволяет применять устройства только в тихоходных механизмах;
  • неустойчивость к осевым нагрузкам. Это способствует быстрому выходу из строя подшипникового узла.

В самоустанавливающихся изделиях неустойчивость к осевому воздействию исключается путем нивелирования перекосов. Процесс происходит благодаря способности изменять угол внутренней втулки относительно внешнего кольца.

При необходимости проведения ремонта станочного оборудования, промышленных вентиляторов и опорных механизмов ветрогенераторов заказать сферические роликоподшипники можно в интернет-магазине.