Недавно камышинский историк-краевед Вячеслав Шамаев предложил совершить рейд по Камышину и посетить памятные места нашей истории. Причиной стала обеспокоенность ситуацией по сохранению монументов и мемориальных досок, которые повествуют о событиях и людях, оставивших заметный след в истории Камышина. Всех нас с детства учили хранить память о прошлом, бережно относиться к памятникам истории и стремиться передать накопленный опыт молодым, дабы они не были Иванами, родства не помнящими. На деле же нередко мы видим обратную картину — при реконструкции старинных зданий под натиском коммерческих структур меняются до неузнаваемости их фасады, исчезают мемориальные доски (а если и появляются вновь, то по чьему-то недомыслию в другом месте), не сохраняются некоторые надгробные плиты и т. п. Конечно, то, что было разрушено прежде, не восстановить. Но и наплевательски относиться к немногому, что осталось, совсем негоже.

Сев в машину (отдельное спасибо Константину Александровичу Евдокимову), мы начали рейд с Братского воинского захоронения камышан, умерших от ран в камышинских военных госпиталях в годы Великой Отечественной. Более 1 800 человек покоится в этом месте. Их имена выбиты на мраморной стене мемориала. Захоронения разрознены и находятся там, где сегодня разбит сквер. К сожалению, тому, чтобы произвести перезахоронение и навести порядок, не даётся ход. Поисковый отряд «Багратион», работающий при военно-патриотическом клубе «Сталинград», имеет право это делать, и курсанты клуба под руководством А. Ю. Бурняшева начали было проводить раскопки, но здесь, в пределах города, им запретили.

А вот отдельные могилы, находящиеся в левой стороне мемориального комплекса, заслуживают особого внимания. Эти захоронения произведены позже остальных — в 1950–70-е годы. Среди пятнадцати лишь некоторые не вызывают сомнений. В отношении Героев Советского Союза — камышан Воинова М. Л., Новикова В. С., Федоркова В. А. всё ясно. Их могилы находятся здесь, они обихожены. А вот Герой Советского Союза Карп Васильевич Свиридов, несмотря на то, что здесь его надгробная плита (где, кстати, не указано, что он Герой), на самом деле похоронен в Киеве. В прошлом начальник Соликамского танкового училища Фёдор Фёдорович Фёдоров, вопреки имеющейся надписи, не является Героем Советского Союза, к тому же, возможно, захоронен не здесь, а в городском парке. Неясно, кто такие Иванов Н. П., Золотарёв Ф. Л., Заваргин, генерал-майор Слипченко П. Г. (надгробные плиты которых можно прочитать с трудом) и почему они покоятся именно в этом месте. Наверно, они чем-то отличились в истории нашего города, но почему-то никаких данных о них не имеется.

Следующей остановкой нашего рейда стала Площадь Павших борцов. Здесь установлен обелиск на месте братской могилы революционеров и красноармейцев, которые были повешены и расстреляны белогвардейцами в годы Гражданской войны. Имена героев-революционеров известны, что с ними стало — тоже. Однако любой посетитель данного места кроме скупого наименования памятника никакой более-менее внятной информации о том, что здесь произошло, не получит. Учитывая отношение нынешней власти к советской истории, а также явно поверхностное знакомство молодого поколения со страницами революционного прошлого нашего города, очень бы не хотелось, чтобы спустя всего несколько лет прохожий, увидев обелиск, вообще б не понял, чему он посвящён и зачем он тут установлен.

Аналогичное может произойти и с бюстом побывавшего в Камышине в 1965 году председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Этот бюст установлен напротив хлопчатобумажного комбината (который в недалёком прошлом носил имя А. Н. Косыгина). Кто этот человек и какое отношение он имеет к нашему городу, очевидно, не каждый ежедневно проходящий мимо студент КТИ объяснит. А если бы соответствующая информация помещалась на постаменте — вопросов бы не возникало. Думаем, власти города должны быть заинтересованы в сохранении памяти о флагмане советской текстильной промышленности — гордости Камышина, некогда крупнейшем в Европе. Тем более что недавно прозвучала информация, что в планах городских властей — ремонт памятника.

Ещё один объект на Площади павших борцов привлёк наше внимание — постамент, который в советское время использовался как Почётная доска. Сегодня он пуст и выглядит бесполезным. А что мешает разместить на нём нынешних Почётных граждан нашего города — те фамилии и портреты, что висят на втором этаже горадминистрации? Ведь тогда знакомство с этими людьми было бы гораздо более очевидным. И все знали бы, кем мы можем гордиться. Думаем, никаких существенных затрат подобный шаг не вызвал бы.

В ходе рейда мы посетили и район посёлка нефтебазы. В грозные годы Великой Отечественной он подвергся массированной бомбардировке с воздуха. Погибли как гражданские лица, так и охранявшие нефтебазу воины. В последующем в их память на территории посёлка был установлен обелиск. До недавнего времени на берегу Волги находилась и отдельная могила, где были захоронены погибшие в результате бомбёжки. Велико было наше удивление, когда в нынешний приезд мы не обнаружили никакого свидетельства о захоронении, хотя совсем недавно здесь был металлический памятник. Очевидно, те, кому никакая память вообще не нужна, просто сдали его в металлолом. То, что данный факт остался незамеченным, ещё раз свидетельствует, какие меры должны предприниматься в отношении памяти о героическом прошлом нашего города.

Не столь аккуратным участникам рейда показалось и отношение к некоторым мемориальным доскам. В частности, вид таковой, которая с 2003 года висит на улице Гагарина в районе автостанции, совсем не говорит о том, что нынешний год 50-летия полёта первого человека в космос — это праздник. Наверно, к юбилейным дням мемориальную доску следовало бы подновить. А то и её надпись на фоне обшарпанной стены вообще трудно читается.

Одним словом, в нашем городе с трёхсотлетней историей, почти треть из которой выпала на советское время (а оно, в свою очередь, как раз и сделало Камышин известным на весь мир), есть большое поле деятельности по укреплению необходимой для любого грамотного человека памяти о прошлом. Ведь без этой трудной, но очень интересной работы будущее Камышина представляется весьма в туманном цвете.