Камышанки Ольга Маленкова и Вера Белухина в поисках истины попали на Первый канал общероссийского телевидения на передачу Андрея Макарова «Свобода и справедливость».

Попасть на телевидение мечтают многие, только цели у людей разные: работать, себя показать, проблему решить. Ольга с Верой никогда не думали, что попадут в телеящик, да никогда бы этого не случилось, не будь у этих молодых женщин общей беды – они в одиночку воспитывают детей-инвалидов.

Две судьбы, одна проблема

Ольга Маленкова уверена, что детский церебральный паралич ее 8-летнего сына Олежки – следствие тяжелой родовой травмы. Плод был обвит пуповиной, но «кесарить» врачи не стали, в результате новорожденный стал инвалидом. Благодаря постоянному вниманию и заботе матери, лечению, Олег со временем стал ходить. Сейчас он первоклассник. Мама пошла в первый класс с ним, это значит, что она не только провожает его в школу, но и сидит с ним все время за партой, помогает отвечать, осваиваться сыну в коллективе.

Сын Веры Белухиной семилетний Ваня болеет самой тяжелой формой ДЦП. Он совсем не разговаривает, не ходит, не видит и не слышит.

Чтобы детки обеих мам имели возможность жить, мальчикам необходимо постоянно принимать лекарства. Женщинам приходится тратить почти всю пенсию детей, несмотря на то, что по закону медикаментозное обеспечение данной группы детей должно быть бесплатным. Об этом Вера и Оля узнали из юридической рубрики одного из сайтов, где зарегистрированы много мам с подобными проблемами. С этого момента в их жизни началась новая борьба, теперь уже не за жизнь, а за права своих детей.

Первым делом молодые женщины распечатали постановление правительства РФ № 890, согласно которому дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, дети в возрасте до 3 лет и дети до 6 лет из многодетных семей должны получать все лекарственные средства бесплатно, и с ним отправились к заведующей местной поликлиникой Г.А. Герасимовой. «Вы ничего не добьетесь, –  заявила та, –  у нас в области это постановление не работает. Вы только вызовите негатив в свою сторону». А потом она добавила самое страшное и не укладывающееся в мозгу: «Требуя льгот для лечения своего ребенка, вы отбираете их у онкобольных». Как же так можно, как возможно обвинять в подобном мать больного ребенка?! Это она отбирает деньги? Очнитесь! А что делает тогда чиновничья братия, если на квартиры для иногородних чиновников предусмотрено 33 миллиона рублей, на обновление автопарка чиновников – 15 миллионов рублей. Содержание представительства Волгоградской области в Москве обходится в 36 миллионов рублей. На хозяйственное обслуживание областной администрации и парламента предусмотрено 200 миллионов рублей. Поездка делегации чиновников Волгоградской области в Сочи обходится бюджету в 13 миллионов рублей. На ликвидацию финансовой безграмотности предусмотрено 36 миллионов рублей. На лекарства детям-инвалидам – 0 рублей. Это строки бюджета Волгоградской области на 2011 год, которые мамы больных детей опубликовали в своем видеообращении.

Безнадежность

Как оказалось позже, Герасимова не солгала, сказав, что постановление не действует в нашей области, это подтвердила заместитель главы администрации Волгоградской области по здравоохранению и социальному развитию Нина Черняева, куда молодые мамы обратились после неудачного разговора с заведующей.

«Нормативными актами Волгоградской области не предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение отдельных групп населения в соответствии с постановлением правительства РФ № 890», – было написано в ее ответе.

А в письме другой чиновницы, председателя комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области Марины Дворецкой, ясно значилось: «Обеспечение федеральных льготников за счет средств областного бюджета, по заключению контрольно-счетной палаты Волгоградской области, будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств».

Такого же мнения придерживалась и руководитель Росздравнадзора по Волгоградской области Галина Акимцева: «Выделение средств областного бюджета на лекарственное обеспечение федеральных льготников не может быть произведено, так как будет являться нецелевым использованием бюджетных средств».

В связи с несогласием ведомств предоставить бесплатные лекарства Ольга с Верой и записали то самое видеообращение, о котором упоминалось ранее. Это был добротный социальный ролик о судьбе двух мальчишек, о безысходности их матерей, бесконечных запросах чиновникам, ответах-отписках, поиске правды и бессилии. Параллельно родители обратились в прокуратуру области. "Прокуратура Волгоградской области взяла данную публикацию, размещенную в сети интернет, на контроль. Ранее в прокуратуру уже обращалась одна из женщин с жалобой на перебои в обеспечении лекарственными средствами. Мерами прокурорского реагирования нарушения были устранены. В части новых доводов прокуратурой организована и проводится проверка", –  сообщила О. Черединина, представитель ведомства.

Надежда на телевидение

Она появилась, когда молодые мамы отправили руководству Первого канала свой видеоролик с целью попасть на остро социальную передачу «ЖКХ» с Еленой Прокловой. Ролик увидели, мамам позвонили, и вскоре в Камышин нагрянула съемочная группа. Ольге предложили, взяв скрытую видеокамеру, обойти аптеки и больницы – места ее постоянных посещений, ее поля бесконечных боев. Но нужного эффекта не произошло. Собеседницы сразу замечали красненький огонек камеры, горящий у искательницы правды на груди, и отвечали совсем не так как раньше. Проявился только один момент. Аптекарь подтвердила, что если в аптеке нет лекарства, врач рецепт не выпишет, чтобы не портить отчетность.

Ольга жаловалась корреспондентам, что для курса лечения необходимо несколько упаковок лекарства. Если препарат оказывается в аптеке, дают одну упаковку, остальные приходится докупать. В чем суть тогда бесплатного обеспечения лекарственными препаратами? При этом после покупки медикамента, чиновники пометят, что льготник снабжен лекарствами, и не важно, что не в полной мере, одну упаковку ведь выдали…

Для нормальной жизни ребенку Ольги необходимы три основных лекарства. Но их нет в федеральном списке лекарственных препаратов. «Чтобы решить проблему, –  делится мама, –  чиновники хотят «подогнать нас» под этот федеральный список, заменив нам жизненно необходимые медикаменты на препараты из списка, которые нам не подходят. Для этого они постоянно настаивают на госпитализации. Мы четыре года подбирали лекарства, которые теперь дали значительные улучшения. Что же нам теперь еще мучиться по больницам только для того, чтобы бюрократы поставили у себя «галочки»: «льготник обеспечен»?

Съемочная группа уехала. На прошлой неделе мамам детей-инвалидов снова позвонили с просьбой выехать на передачу Андрея Макарова «Свобода и справедливость». Прямо из Камышина двух женщин забрал водитель такси. Их привезли в саратовский в аэропорт, оттуда наши героини вылетели в Москву. Съемка длилась примерно два часа. В передаче были задействованы три истории, наши мамы входили в третью. Волнение ушло, было даже интересно следить за ходом телепередачи и за съемочным процессом. Рядом с героинями в студии сидели певица Варвара и теле- и радиоведущая, журналист, писательница Катя Гордон, на съемках также присутствовал депутат Госдумы Олег Савченко. Варвара с горечью в голосе шепнула участницам программы: «Ничего вы, девоньки не добьетесь, я могу пожелать вам только удачи и терпения». Практически тоже самое сказал после съемок и Савченко, прибавив только, что может помочь им лично. Но напомним, что в свое время он заверял, что поможет, и Светлане Шульц, пока это обязательство не исполнено.

И тогда наступило разочарование. Для чего и зачем мы здесь, что это изменит? Поэтому в конце съемки, когда Макаров спросил, нашли ли они для себя справедливость, камышанки ответили «нет». «Как нет?!» –  возмутился ведущий. И тогда Ольга не выдержала и прокричала о бесконечных обращениях в инстанции, недоверии к чиновникам, своем бессилии и их молчании. Адвокат несколько осекся от такого напора, зато так невольно была исполнена одна из просьб организаторов передачи делать шоу, выкладывая на показ все свои эмоции. Позже Ольгу с Верой заверили, что эффект от программы достигается после ее выхода в эфир. Что ж, поживем, увидим.

Сейчас Ольгу Маленкову зовут в передачу «Пусть говорят», но она отказывается, так как нужно обязательно приехать с ребенком. Олежек приболел, и к тому же везти его самолетом нереально: ребенок пользуется слуховым аппаратом, и мама боится, что перепады давления в воздухе отрицательно скажутся на здоровье сына.