В одной из оживленных частей Камышина, на третьем городке, строится деревянная церковь. Еще зимой автолюбитель, проезжающий по улице Металлургов, видел лишь деревянный сруб без крыши, нижние венцы которого утонули в снегу. Но вот в городе зацвела сирень, и деревянный храм вознесся к синему небу ажурной конструкцией будущей шатровой крыши.
Камышане задают вопрос: «Что же это будет за церковь?» За ответами я обратился к настоятелю будущей церкви отцу Антонию.
— Отец Антоний, можно задать Вам философский вопрос: пришло ли время строить храмы?
— Это время было, есть и, верую, будет всегда. В настоящее время на третьем городке возводится древлеправославный храм в честь Святителя Христова Николы, и меня назначили его настоятелем.
— Вас и Ваших прихожан часто называют старообрядцами, а в Камышине еще сто лет назад согласно историческим летописям таковых было много... Как Вас правильно называть сегодня и кто является прихожанами Вашей церкви?
— Само понятие "старообрядцы" появилось в конце XVII века после реформы патриарха Никона и последовавшего раскола. Но мы стараемся избегать понятия "старообрядчество", так как оно не отражает сути вероучения. Мы являемся древлеправославными христианами — потомками жителей государства российского, которые мужественно хранили Христову веру вопреки казням и мучениям и донесли ее до сегодняшнего дня.
Камышин издревле был известен как город купечества, казаков и мещан. Среди всех этих сословий, особенно в среде казачества (астраханского и донского), было много древлеправославных христиан. Как известно из истории, казачество в основной своей массе не приняло реформы Никона, и здесь в низовьях Дона и Волги эти защитники рубежей Отечества оставались верны древлеправославной вере. В исторических летописях встречаются и фамилии камышинских купцов, которые были древлеправославными христианами.
Хотелось бы отметить, что в наше время называют «староверами» и неоязычников. Эти люди обожествляют природные явления и поклоняются идолам. Они придерживаются тех верований, которые были до Крещения Руси, отсюда и самоназвание — староверы. Они не имеют никакого отношения к христианству в целом и к древлеправославной Церкви в частности.
— Отец Антоний, Вы так точно описали прошлое Камышина, а как отразились на древлеправославных христианах годы советской власти?
— Есть исторические факты о том, что в Камышине в 20 годы прошлого столетия существовал древлеправославный приход. Однако годы безбожного атеизма привели к тому, что люди, ищущие путь к Богу и спасению души, вынуждены были делать это практически тайно, в молельных домах.
В Камышине наш молельный дом расположен по адресу улица Пролетарская, 179. К сожалению, он расположен вдали от остановок общественного транспорта и на горе, что затрудняет дорогу прихожанам старшего поколения. С Божьей помощью мы начали строительство храма на третьем городке летом 2011 года, осуществить которую нам помогают как прихожане, так и простые камышане.
Всего же в Волгоградской области действуют три общины Русской древлеправославной церкви с образованием юридического лица (в Волгограде, Михайловке и Камышине) и 15 религиозных групп без образования юридического лица (г. Волжский, Камышинский, Котельниковский, Даниловский и другие муниципальные районы).
— Каков уклад Вашей жизни?
— Уклад жизни древлеправославных христиан всегда отличался строгостью соблюдения церковного устава. Помимо богослужебных указаний, устав регламентирует строгие внутрисемейные отношения. Например, почтение к главе семейства, нравственное и духовное воспитание детей, приходскую жизнь. Наши христиане стараются строго исполнять Закон Божий не только в стенах храма, но и в своих домах, на рабочем месте, среди друзей и знакомых. Это касается и соблюдения постов, и семейной домашней молитвы, благочестивых особенностей поведения и внешнего облика.
— Отец Антоний, почему для строительства храма Вы выбрали дерево?
— Большинство наших прихожан выбрало деревянный проект. Дерево — это экологически чистый материал, который издревле использовался для построек жилищ и храмов. Мы провели анализ древесины из трех регионов и остановили выбор на Костромской области, откуда и привезен брус. После постройки основного здания, колокольни и шатровой крыши мы планируем украсить храм резным иконостасом с писанными иконами в старорусском — так называемом рублевском стиле.
— Так у храма будет колокольня, и вскоре эта часть города услышит колокольный звон?
— Верую, что так и будет. Колокольный звон призывает верующих в храм и выполняет множество других функций. Конечно же, мы хотели бы, чтобы он огласил округу. Нам хотелось бы завершить основные строительные работы к концу 2012 года, чтобы на свой престольный праздник совершать службу уже в новом храме.