Сегодня, 26 октября, пару часов назад закончилось первое заседание Камышинской территориальной избирательной комиссии по референдуму об отзыве мэра Камышина. Сразу скажем, что ТИК единогласно признала представленные ей документы о создании инициативной группы соответствующими требованиям законодательства и своим решением постановила передать их в городскую думу для проверки соответствия нормам закона вопроса, выносимого на местный референдум.
Теперь несколько подробностей. Докладывала о результатах проверки документов инициативной группы член избиркома Юлия Никулина. Вопросов к уполномоченному инициативной группы Александру Хаценко и представителю инициативной группы Анатолию Приходько у членов теризбиркома не возникло. Зато были вопросы к ТИК у инициативной группы. Анатолий Приходько поинтересовался, почему сорвалось предыдущее заседание по названному вопросу. Председатель ТИК Сергей Анихреев объяснил срыв отсутствием троих членов ТИК – Елены Донцовой, Олеси Плотниковой и Ларисы Акбаровой. Первые две находились в командировке. Где была третья, комментировать в ТИК отказались. Сама Лариса Акбарова, директор медиахолдинга и секретарь ТИК, демонстрировала образцы высокой культуры общения: «Я вам тут что – отчитываться должна?».
К слову, даже с учетом трех отсутствующих из восьми членов теризбиркома (девятого члена ТИК, Ирину Новицкую, недавно вывели из состава комиссии без объяснения причин) кворум, как выяснилось, набирался (больше половины состава ТИК). Так что истинный мотив переноса заседания на последний день и, собственно, последние часы, разрешенные для этой процедуры законом, так и остался невыясненным.
Затем уполномоченный инициативной группы Александр Хаценко спросил, почему он вообще не получил официального приглашения на заседание территориальной избирательной комиссии. Председатель ТИК Сергей Анихреев с готовностью публично извинился перед Александром Хаценко за «недосмотр».
В ходе обсуждения члены ТИК путались в формулировках и статьях законов. Они то не различали сроки регистрации группы и сроки рассмотрения думой законности вопроса, выносимого на референдум. То спорили, надо ли включать в формулировку решения ТИК факт признания соответствия документов инициативной группы требованиям законодательства, или ограничиться констатацией передачи материалов в думу. При этом мнения даже у членов ТИК- профессиональных юристов расходились.
Поэтому после окончания процедурных голосований я попросила Сергея Анихреева в присутствии членов теризбиркома ответить для прессы на вопрос, как он оценивает уровень правовой подготовки первого заседания по референдуму. Сергей Федорович трижды приступал к ответу, но в результате сказал, что не понимает, о чем я его спрашиваю.
Уже за рамками официального заседания секретарь Камышинского избиркома Лариса Акбарова «пожаловалась»: «Мы тут все нервничаем, напрягаемся, не те слова вылетают». Что же - это, в принципе, можно понять: опыта в проведении референдумов, подобных камышинскому, в России пока не так много…